Симфоспектакль «Война и мир»

VI фестиваль «Вдохновение», ежегодно проходящий на ВДНХ и традиционно длящийся по 1 августа (день рождения ВДНХ), в этом году завершился на очень яркой ноте. В Зеленом театре был сыгран симфоспектакль «Война и мир», который обычно можно увидеть на таких площадках как Московский дом музыки и то достаточно редко.

Очень точно определяет, что такое симфоспектакль Дарья Мороз: «Когда-то в Советском Союзе был такой жанр «выразительное слово», то есть такая история артиста не как артиста, а как чтеца. К сожалению, в нынешнее время как-то несерьезно к этому относятся: как бы что-то мы там с оркестром почитаем, какие-то сказки… Мне кажется, что это гораздо более серьезная история, гораздо более интересная и гораздо более творческая, чем принято сейчас считать. Это именно – мы не зря называем это «симфоспектакль» – потому что это полноценная, большая, очень сложная технически и творчески работа».

Этот жанр сейчас снова набирает популярность и в афише часто можно встретить различные вечера в формате «оркестр и чтецы». Надо сказать, что «Война и мир» – это на данный момент лучший их представитель.

Три чтеца, один оркестр, великая книга. На три с копейками часа мы словно попадаем внутрь произведения. Это работа широкими мазками, ибо невозможно вместить всю книгу в столь короткое время, но в тоже время полностью и детально прорисованная. Монументальный текст переосмыслен, многие линии исключены из повествования, но все равно его одним из первых хочется рекомендовать как некую программную работу, через которую в текст Толстого можно влюбить неофитов.

Дарья Мороз, Анатолий Белый, Станислав Дужников. В первую очередь – Наташа, Андрей, Пьер. А еще Дарья отвечает за всех женских, что, конечно, ожиданно, персонажей, и вот уже в одной артистке одновременно уживаются Наташа Ростова и княжна Марья. Так же Анатолий Белый из князя Андрея (ох уж это небо под Аустерлицем в его исполнении) становится князем Анатолем. И любое из этих и десятка других превращений без грима и каких-либо визуальных изменений ощущается почти физически. Плюс все трое первоклассные мастера слова. Порой хочется закрыть глаза и просто качаться на волнах голосов.

Текст Толстого поддерживает целое ассорти классических музыкальных произведений. Здесь и Шнитке, и Чайковский, и Моцарт с Бетховеном вперемешку с Глинкой и Шубертом. За дирижерским пультом маэстро Иван Рудин, он же за пианино.

Не нашла информации о режиссере постановки, полагаю, что сами исполнители это звание и разделили. Но работу эту нельзя не отметить. Здесь максимально верно выверены акценты, движения. Каждый персонаж, сколько бы сценического времени ему не было дано, очерчен. И за это отдельное спасибо.

О спектакле и датах

Текст Ольга Шишорина