«Чёрное молоко»: I am no Nazi

Студенты ГИТИСа и ВГИКа показали свои лучшие курсовые и дипломные работы на сцене театра «Школа современной пьесы» в рамках «Летнего фестиваля в Зимнем саду». Актерско-режиссёрская мастерская А.С. Кончаловского представила зрителям спектакль «Чёрное молоко» по пьесе современного австрийского драматурга Хольгера Шобера «Чёрное молоко, или экскурсия в Освенцим». Драма основана на реальных событиях и отсылает к ужасам холокоста, сталкивая с ними современных молодых людей. В прочтении режиссера Евгении Тикиджи-Хамбурьян на первый план выходят темы конфликта поколений, юношеского протеста, национальных стереотипов, многогранности человеческой природы, вражды, дружбы и любви. 

Жизнь одной польской семьи и типичные проблемы подростка из Германии вряд ли оставят кого-то равнодушными. Томас — девятнадцатилетний школьник из Германии — попадает со своим классом в Освенцим во время школьной экскурсии. Впервые ужасы холокоста трогают его настолько, что он больше не хочет быть немцем и говорить по-немецки. Молодой человек сжигает паспорт и попадает в полицейский участок. Здесь его допрашивает поляк Томаш. Он пытается выяснить у упрямого немца, что с ним случилось. Он даже говорит с ним по-немецки. Только Томас настойчиво отвечает на ломаном английском. Чаще всего он повторяет: «I am no Nazi». Вскоре оказывается, что тайна здесь не одна: поляк ненавидит немцев. И это уже задача немецкого школьника, выяснить почему. Общение двух мужчин из разных поколений и культур перерастает в конфликт отца и сына. Им удаётся найти много общего и от крайнего недоверия дойти до предельной дружеской откровенности.

Историю ненависти поляка к немцам мы узнаем из дневника его бабушки Марики. Дневниковые записи оживают в фантазии дочери Томаша Изабеллы. Она не просто читает их, а общается в своем воображении с Марикой — её ровесницей из прошлого. Долгое время она не знает, что это ее прабабушка. Сначала Изабелла смеется над робкостью той девочки из прошлого, учит её раскрепощённости, смелости, затем пытается образумить и отговорить от связи с немцем-надзирателем — Петер —  из концентрационного лагеря. Внимание, далее последует спойлер, поэтому вы можете пропустить несколько строк. Именно эта связь заканчивается изнасилованием и рождением Магдалены. У Марики не хватило смелости жить, она совершает самоубийство. Но маленькая Магдалена вырастает и дарит новую жизнь Томашу, а он – Изабелле. В финале спектакля польско-немецкий круг смыкается: Изабелла знакомится у полицейского участка с Томасом.

Режиссер Евгения Тикиджи-Хамбурьян мастерски работает с текстом. В спектакле нет пассажей с немецкими реалиями. Тем самым Евгения не обременяет российского зрителя непонятными местами и явлениями из Германии. Благодаря этому ещё ярче звучат и запоминаются культурные явления глобального мира. Здесь вам и «Полиция Майями», и «Форрест Гамп», и «Индиана Джонс» и песни Эминема, и милкивей. Остальной текст практически не содержит отклонений от перевода. А те, что имеются, взяты из русской бытовой речи или молодежного сленга. Эти небольшие правки позволяют актерам лучше присвоить переводной текст, а зрителям больше проникнуться к героям на сцене и примерить историю на себя, а часто просто посмеяться. Тикиджи-Хамбурьян дергает зрителя как струну. Она много работает с контрастами. Так, она добавляет к сцене изнасилования Марики необыкновенно красивую прелюдию. Немецкий солдат ухаживает за молоденькой полькой, дарит ей цветы и украшения. Многие из зрителей со смехом смотрят эту сцену заигрываний. Они не догадываются, что это жемчужные бусы еврейских женщин, что Петер еще много раз будет дарить их польским женщинам, с которыми захочет переспать, а потом забирать и «дарить» следующим. Тем более горьким и больным становится грубость изнасилования. Режиссер цепляет и физиологией. Она раздевает актрису Ксению Комарову (Марика) и выдает ей ведро воды. И это работает, потому что с настоящей водой актёру невозможно «играть в омовение», можно только мыться. А зрителю не нужно верить в условность, а остается смотреть и сопереживать подлинности момента.

Сценография художника-постановщика Василисы Кутузовой может показаться на первый взгляд очень минималистичной, но на деле оказывается рабочей. Пятнадцать школьных парт легко трансформируются в то чердак, то в забор концлагеря, то в полицейский участок и даже в кошку с котятами. В костюмах нет излишеств, они очень точны: немец-скинхед в кожаной куртке и высоких мартинсах, современная девушка в черном наряде для вечеринки, полицейский в форме и польская девочка из 40-ых в скромном платье. Свет несколько раз в самые мрачные моменты дает надежду на счастливый конец. Первый просвет — текст из википедии про концлагеря под свет фонариков. Знания, несущие свет. Второй и самый мощный — самоубийство Марики и ее уход в этот самый ослепляющий теплый свет. Казалось бы, смерть, но со светом жизни, точнее жизней, остающихся после.

Актёры Кирилл Буханцев (Томас) и Александр Шумский (Томаш) приковывают внимание мужским конфликтом, перерастающим в дружбу. Актрисы Светлана Коновалова (Изабелла) и Ксения Комарова (Марика) поражают подростковой непосредственностью, наивностью и девочковостью своих персонажей и контрастирующей с ними глубиной и трагизмом. Егор Гордиенко (Петер) вынуждает плакать без слов.

Согласно аннотации к спектаклю, он «…рассказывает о том, как между современными людьми, обожженными последствиями деяний Третьего Рейха, образовываются узы дружбы, понимание и удивительное чувствование друг друга.». Для меня это спектакль об одиноких людях и том, в какие ямы их приводит одиночество. Это одиночество ребенка сильно занятых родителей. Одиночество школьника, не оказавшегося ни среди отличников, ни среди двоечников. Такого, как Томас, легко примыкающего хоть к скинхедам – любому, кто позовет, кто обратит внимание. Одиночество чуднОго для всех коллеги и так далее. Это история о том, что из этих ям можно выбраться, что можно найти друзей, получить поддержку и быть понятым. Ни ксенофобия, ни языковые барьеры, ни разница в возрасте не мешают героям преодолеть прошлое и собственные установки. Здесь можно много смеяться, и много плакать. Ровно как в жизни. Черное соседствует с белым. Жизнь со смертью. Это жизнеутверждающая драма, которая будет полезна родителям и подросткам, а также тем, кто интересуется современной европейской драматургией и мировой историей, и всем неравнодушным к человеческим судьбам.

Следующий показ планируется в новом театральном сезоне на сцене Учебного театра ГИТИСа, следите за афишей по ссылке 

Текст Ольга Булынина

Фото Андрей Хиловский