READING

«Близкие друзья» в Сатириконе: в окопах клятвы и п...

«Близкие друзья» в Сатириконе: в окопах клятвы и прозы Водолазкина

«Близкие друзья» по повести Евгения Водолазкина – первая премьера Сатирикона в этом году. Мюнхен, тридцатые годы, трое друзей детства – Ральф, Эрнестина и Ханс – дают клятву никогда не расставаться и быть похороненными рядом на Северном кладбище, где они впервые встретились детьми. Затем Ральф полюбит Эрнестину, Ханс полюбит Эрнестину, она же будет мечтать о свободной любви и жизни втроем. Так случится первый поворот сюжета: Ральф не выдержит и уйдет в военную службу, а Ханс женится на подруге детства.

А затем случится война. Вся история развивается по очень ожидаемому сценарию: конечно, они встретятся на войне, где один обязательно погибнет, а второй обязательно вернется. А еще случится в их жизни множество второстепенных персонажей и долгое путешествие к себе. И это даже нельзя назвать спойлером: почти вся история героев уже рассказана на странице спектакля в вводном тексте. И в этом есть определенная честность: повесть Водолазкина не трогает и предрассказанный сюжет ничего не изменит, а вот артисты, его играющие, да, запоминаются.

Фото: Александр Иванишин

Сердце этого спектакля, конечно, Даниил Пугаёв, ученик Райкина, словно перенявший от него животную харизму и пластичность. Его герой Ральф притягивает как взгляд, так и забирает на себя все зрительское сочувствие. Сначала изломанный желаниями своевольной возлюбленный, он попадает в самую гущу войны, теряет друга, почти рискует потерять человеческий облик, а затем всю свою долгую жизнь пытается перестать слышать эхо войны и шепот с правого плеча «умереть должен был ты». Данная в детстве клятва в определенный момент становится настоящим гробом с настоящим покойником, и вот перед нами путь героя. Страшный, почти мифологический.

Фото: Александр Иванишин

Пять артистов, достаточно минималистичная сцена, составленная из серых блоков, которые можно обыграть как угодно, этюдная манера постановки. Открытые приемы, максимальная простота образов, порой даже излишняя откровенность (любвеобильности Эрнестины и тому, как это влияет на перепитии сюжета, уделено достаточно времени). И все равно самая лучшая часть спектакля – это не жестокая, страшная война, а медленное и доброе старение Ральфа и Эрнестины. Когда ты смеешься над их стариковскими причудами, над милыми поездками и трогательным отношением друг к другу, и когда еще нет на горизонте поездки к местам гибели Ханса. Именно эти сцены хочется запомнить.

А еще была клятва «не стать нацистами», которую удалось выполнить. Просто история людей, вынужденных существовать в условиях войны, и нация их неважна.

Билеты

Текст Ольга Шишорина