«Близкие друзья» по повести Евгения Водолазкина – первая премьера Сатирикона в этом году. Мюнхен, тридцатые годы, трое друзей детства – Ральф, Эрнестина и Ханс – дают клятву никогда не расставаться и быть похороненными рядом на Северном кладбище, где они впервые встретились детьми. Затем Ральф полюбит Эрнестину, Ханс полюбит Эрнестину, она же будет мечтать о свободной любви и жизни втроем. Так случится первый поворот сюжета: Ральф не выдержит и уйдет в военную службу, а Ханс женится на подруге детства.
А затем случится война. Вся история развивается по очень ожидаемому сценарию: конечно, они встретятся на войне, где один обязательно погибнет, а второй обязательно вернется. А еще случится в их жизни множество второстепенных персонажей и долгое путешествие к себе. И это даже нельзя назвать спойлером: почти вся история героев уже рассказана на странице спектакля в вводном тексте. И в этом есть определенная честность: повесть Водолазкина не трогает и предрассказанный сюжет ничего не изменит, а вот артисты, его играющие, да, запоминаются.
Сердце этого спектакля, конечно, Даниил Пугаёв, ученик Райкина, словно перенявший от него животную харизму и пластичность. Его герой Ральф притягивает как взгляд, так и забирает на себя все зрительское сочувствие. Сначала изломанный желаниями своевольной возлюбленный, он попадает в самую гущу войны, теряет друга, почти рискует потерять человеческий облик, а затем всю свою долгую жизнь пытается перестать слышать эхо войны и шепот с правого плеча «умереть должен был ты». Данная в детстве клятва в определенный момент становится настоящим гробом с настоящим покойником, и вот перед нами путь героя. Страшный, почти мифологический.
Пять артистов, достаточно минималистичная сцена, составленная из серых блоков, которые можно обыграть как угодно, этюдная манера постановки. Открытые приемы, максимальная простота образов, порой даже излишняя откровенность (любвеобильности Эрнестины и тому, как это влияет на перепитии сюжета, уделено достаточно времени). И все равно самая лучшая часть спектакля – это не жестокая, страшная война, а медленное и доброе старение Ральфа и Эрнестины. Когда ты смеешься над их стариковскими причудами, над милыми поездками и трогательным отношением друг к другу, и когда еще нет на горизонте поездки к местам гибели Ханса. Именно эти сцены хочется запомнить.
А еще была клятва «не стать нацистами», которую удалось выполнить. Просто история людей, вынужденных существовать в условиях войны, и нация их неважна.
Текст Ольга Шишорина
NO COMMENT