READING

Выставка «Уроки ВХУТЕМАСа». Успейте посетить до 11...

Выставка «Уроки ВХУТЕМАСа». Успейте посетить до 11 апреля!

В прошлом году исполнилось сто лет от момента создания главного творческого ВУЗа – московского отделения ВХУТЕМАС – Высших художественно-технических мастерских. В 1917-1919 гг. были созданы мастерские в Петрограде, Витебске, Воронеже, Казани, Екатеринбурге, Самаре, Саратове, Ярославле, в 1920 г. на основе бывших Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленное училища и Училища живописи, ваяния и зодчества была создана мастерская в Москве. Ставшая родоначальницей современных художественных ВУЗов, она просуществовала лишь шесть лет, оказавшись на рубеже 1920-1930х в оппозиции к правящей партии большевиков. ВХУТЕМАС был сначала переименован в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), а в 1930 полностью расформирован.

За свою короткую историю ВХУТЕМАС подарил нам множество имен, получивших мировое признание и оставивших след во многих сферах художественного творчества. Об этом рассказывает и выставка «Уроки ВХУТЕМАСа», созданная в сотрудничестве Музея МХАТ и галереи Roza Azora. В ее основе работы нескольких поколений художественной династии Арендт: скульптора и графика Ариадны Арендт, ее двух мужей – скульптора-новатора Меера Айзенштадта и скульптора Анатолия Григорьева, а также внучек – современных художниц Натальи и Марии Арендт.

Наталья и Мария, выросшие в знаменитом городке художников и продолжившие работу в семейной мастерской на Верхней Масловке, обращаются к работам старшего поколения своей семьи, порой полемизируют с ним, создавая общие перекликающиеся работы.

Тема Натальи Арендт – «деревянная геометрия», ее работы оживляют старые рабочие инструменты, предметы создаются буквально из старого и отжившего. Композиции из дерева гармонируют и дополняют скульптуры Айзенштадта и Арендт-старшей.

Мария Арендт больше работает с легкими и воздушными материалами. В первом зале экспозиции можно увидеть ее вышивки-диалоги со старшим поколением семьи: «диалог с Меером Айзенштадтом» и «диалог с Анатолием Григорьевым».

Выставка, созданная при патронаже Музея МХАТ, не могла не затронуть театральной темы. Здесь мы можем увидеть макеты и эскизы к постановкам, которые были отмечены медалями на Всемирной выставке в Париже в 1925, а теперь хранятся в музее. Это эскизы Исаака Рабиновича, который возглавлял театрально-декорационное отделение ВХУТЕМАСа для спектаклей «Лисистрата» (1923) и «Карменсита и солдат» (1924). Работы Владимира Татлина, родоначальника конструктивизма, вынужденного в 1930-40х годах работать как театрального художника – на выставке можно увидеть два его макета к спектаклю «Глубокая разведка» (1943). Рассмотрите их внимательно, какое бессчётное количество деталей в них скрыто! И венчают экспозицию эскизы Игнатия Нивинского к постановке «Дама-невидимка» (в переводе Константина Бальмонта).

Это лишь первый этаж, где до 11 апреля можно увидеть эту уникальную выставку, диалог истории и современности. А если вы подниметесь на второй этаж, то сможете посетить Дом-музей К.С. Станиславского. Дом по адресу Леонтьевский переулок, 6 за время своего существования сменил многих владельцев, но остался в истории как место, где жил и творил Станиславский. Именно в этих комнатах он, уже больной, проводил свои последние репетиции, здесь находится уникальная коллекция его личных вещей, большинство из которых привозились специально под спектакли.

У музея огромное собрание раритетных, исторических фотографий – здесь и выезды МХТ на его первые гастроли, и фотографии, запечатлевшие Станиславского еще актером в любительском театре, и портрет Чехова, подписанный для жены Станиславского, ведущей артистки МХТа Марии Лилиной. Здесь же находится небольшая экспозиция, посвященная Булгакову, – все личные вещи были отданы в дар музею его второй женой, Любовью Белозерской. А если забыть про все эти исторические вещи – это просто очень красивый и отлично сохраненный особняк.

PS. Очень рекомендуем взять экскурсию, а если вам повезет попасть к Валентине Вениаминовне Петровой, то мы просто вам очень завидуем!

Билеты

Текст Ольга Шишорина