READING

«Театр» на Вахтанговской сцене: множественные миры...

«Театр» на Вахтанговской сцене: множественные миры Джулии Лэмберт

В юбилейном 100-м сезоне в театре Вахтангова уже случилось много премьер, и еще больше ждет зрителя в будущем. Но к Дню театра премьера получилась тематической – на Основной сцене теперь царит «Театр» по Сомерсету Моэму. Это уже вторая постановка режиссера Ольги Субботиной в Вахтанговском: сначала была «Бовари» с Анной Дубровской на Симоновской сцене, теперь масштабный, многоголосый «Театр».

На сцене все поколения вахтанговцев, красивейшие костюмы (одна лишь Лидия Вележева в роли великой Джулии Лэмберт сменяет их около 17 штук), действие подхватывается из всех уголков зала. Книга, воспевающая актерскую игру, разложена здесь по-новому. Зрителям, конечно же, знаком советский фильм с Вией Артмане (его Рижская киностудия выпускала к её пятидесятилетию) или же совершенно иная Джулия в исполнении Аннетт Беннинг (фильм в нашем прокате так же назван «Театр», но в дословном переводе – «Быть Джулией»). Версия Ольги Субботиной самобытна и это первое, что стоит о ней запомнить и отбросить сравнения.

фото Валерия Мясникова

Джулия в исполнении Лидии Вележевой, конечно, дива и актриса до мозга костей. Стройна и прекрасна и визуально объединяет в себе всех актрис золотой эпохи: то проглянет Вивьен Ли, то поза Марлен Дитрих. Не зря на афише выведен ее гримировочный столик, в котором отражена многоликая Джулия и ее мужчины. А сама она постоянно проводит отстройку от происходящего: то комментируя, но вступая в диспут со своими воображаемыми спутниками.

Голосов в голове Джулии – целый хор, а в формате сценографии – стол. Здесь и ее саркастичный учитель Джимми Лэнгтон (Павел Любимцев в этой роли неотразим, а его реплики про театральную жизнь вызывают хохот и аплодисменты), и ее первый педагог, французская актриса Жанна Тэбу, научившая Джулию держать паузу и, кажется, вдохновившая тот самый красный платок (величественная Агнесса Петерсон). А еще смешнейшая чета Госселинов, родителей Майкла, мать и тетушка Джулии, критики, коллеги-артисты – огромный сонм персонажей, который постоянно врывается в действие и дает ему свою оценку. Так, вереницей коротких интермедий, решено время действия романа, ведь история Джулии захватывает около тридцати лет.

фото Валерия Мясникова

А еще здесь театр в театре: мы увидим трагическую Марию Стюарт Джулии Лэмберт и как бездарен был Майкл Госселин во времена своего актерства. Не каждый день молодежи Вахтанговского удается пофехтовать с ректором Щукинского училища.

Нельзя не отметить, что все персонажи очерчены максимально ярко. Будь то первостепенные (Майкл, лорд Чарльз, Долли), так и вся вереница второстепенных. Лорд Чарльз – абсолют комизма и жеманства – в этой роли Андрей Ильин просто бесподобен. Перепалки Долли (Ольга Чиповская) и вечно-спортивного Майкла (Евгений Князев), шепелявящая Эви… А Полина Кузьминская (Эвис Крайтон) так чудесно-эксцентрична и так истерично-хороша в последней сцене! Единственное, но это субьективно, сложно смириться с тем, что Евгений Князев – «самый красивый мужчина в Лондоне», но и это комично обыграно.

фото Валерия Мясникова

фото Валерия Мясникова

От этого спектакля получаешь чисто эстетическое удовольствие. Пусть он идет почти три с половиной часа, но он не затянут, ты от него не устаешь. Все это время ты с улыбкой следишь за давно знакомой историей, в очередной раз восхищаешься сценографией и костюмами Максима Обрезкова и вместе с Джулией мечтаешь о бифштексе и кружке пива.

Билеты

Текст Ольга Шишорина