READING

Театр в театре и феерия гротеска и яркого абсурда ...

Театр в театре и феерия гротеска и яркого абсурда в спектакле «МОЛЬЕР, avec amour» по пьесе Михаила Булгакова на сцене Театра Олега Табакова

Сергей Газаров выпустил на сцене Театра Олега Табакова еще одну премьеру — на этот раз по пьесе Михаила Булгакова «Полоумный Журден», адаптации пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве», где речь идет о парижском мещанине, абсолютно помешавшемся на идее стать настоящим аристократом. Спектакль режиссер назвал «МОЛЬЕР, avec amour» в попытке уйти от клише сумасшедшего, сразу же навязываемого главному герою оригинальным названием пьесы, ведь по словам режиссера в его спектакле герой прежде всего влюблен, и именно это чувство и является основной движущей силой всего сумасшествия происходящего на сцене.

Пьеса Булгакова — это классический театр в театре. На сцене мы видим труппу мольеровского театра, готовящуюся к распределению ролей в новом спектакле маэстро. Актеры «в гражданском» (на этом этапе и декорации представляют собой обычный деревянный помост и актеры выглядят как участники труппы любого театра наших дней) громко радуются назначениям или сетуют на малый размер роли. А вот главную роль, вопреки традиции, сыграет не захворавший драматург, а актер труппы Бежар (Михаил Хомяков).

И вот роли получены, первые впечатления пережиты, актеры скрываются за непритязательной на первый взгляд деревянной декорацией. И вся эта простота — это очень ловкая обманка того самого «театра в театре», создаваемого Сергеем Газаровым. Футболки и джинсы актеров и простые скромные декорации в виде деревянной конструкции буквой Т, врезающейся языком вглубь зрительного зала в виде своеобразного подиума, моментально сменятся на яркие, вычурные, гротескные костюмы и грим, а та самая конструкция действительно превратиться не просто в сцену, но и подиум для выходящих к зрителю невероятных, замысловатых персонажей, которые не только станцуют на нем танец живота в финале, но и на поклонах пройдутся знакомой нам походкой фотомоделей 90-х под щелканье затворов фотоаппаратов.

Итак, мещанин Журден влюблен в парижскую аристократку маркизу Доримену (Ольга Красько) и одержим идеей во всем походить на дворянина — тут вам и уроки пения, танцев, фехтования, и дружба с аристократом-проходимцем (Владислав Миллер). Его дочь Люсиль (Анастасия Дворянская) тем временем любит Клеонта (Илья Богомолов), на свадьбу с которым отец, желающий породниться с аристократией, никак не даст согласия. Никакой особой интриги и тем более драмы в пьесе нет, зато есть парад просто удивительных и уморительных персонажей, которые и задают тон постановочной феерии.

Актеры, получившие назначения переоденутся и наложат грим прямо за деревянным задником искусственной арьерсцены и предстанут перед нами почти шутками, гротескными, нарочито характерными героями.

Учителями танца, фехтования или пения: исполняющим арии (не удивлюсь, если Павла Шевандо приняли в театральное училище после исполнения музыкального номера на первом же прослушивании), танцующими странные па или устраивающими на сцене очень правдоподобные сражения на шпагах (автор этих строк не без удовольствия вспомнила свою бурную молодость в студенческом театре). Дочь и помогающая ей служанка Николь (Ксения Утехина) — татуированные сексуальные рокерши, а их ухажеры, придумывающие замысловатый план по завоеванию благосклонности будущего тестя, желающего в зяти непременно принца — это совсем уж практически сдержанный панк.

При этом ничего их вышеперечисленного не выглядит и не звучит как некая режиссёрская вольность, идущая вразрез идее драматурга — в конце концов это театр в театре, о чем нам и должны напоминать костюмы на грани китча и гиперболизированное фонтанирование эмоциями.

Более-менее «спокойным» персонажем предстает тут сам буржуа Журден. Но это и не удивительно, потому что в отличие от вполне рациональных, здравомыслящих и уверенных в себе других персонажей, тем не менее раскрашенных яркими красками театрализованности и преувеличения, он сам по себе китч и гипербола, нувориш, похожий на родную дочку мачехи из сказки о Золушке, пытающуюся безуспешно натянуть на себя хрустальные туфельки принадлежности к высшему сословию. Тут вам и готовность привечать и снабжать деньгами знатных проходимцев, и своеобразный name dropping и мгновенная готовность верить первому встречному, прибывшему из Турции с известием о том, что на дочке хочет жениться сын султана.

Отдавая должное традиционному распределению ролей в пьесе Мольера, где главную женскую роль колоритной мадам Журден исполнял артист Андре Юбер, Сергей Газаров также доверил этот образ актеру, при этом доводя саму идею до абсурда и гротеска — мадам Журден блестяще играет Александр Фесенко, мощный, бородатый, что называется «брутальный». Стоит ли говорить, что именно он срывает главные овации и вызывает самую живую реакцию. Да, возможно вами манипулируют — мощный накачанный мужчина, которого волею судеб (а распределение ролей зачастую именно так и воспринимается артистами) поставили на шпильки и затянули в парчовый корсет, почти у любого соисполнителя роли в спектакле украдет внимание зрителя. Даже если текста у него заметно меньше, чем у остальных.

Но и режиссёру и актёру надо отдать должное — не скатываясь в пошлость или антрепризные нотки, они полностью и очень органично вписали такой колоритный и тяжеловесный с точки зрения внешнего исполнения персонаж и в общую канву, и в характер спектакля, и в актёрский ансамбль, и именно персонаж Александра в результате создаёт нужный баланс между историей героев, рискующей затеряться среди постановочного блеска, и идеей спектакля в спектакле. А уж, знаете ли, попробуйте, привыкнув к драматическим ролям, с полной серьёзностью заламывать руки в духе актрис немого кино и дефилировать в метре от зрителя в чулках и помаде. Все же актёр — это профессия смелых, иначе как в ней добыть настоящий, осязаемый, не сиюминутный успех?

Спектакль сразу задаёт высокий темп и не сбавляет его до самого финала, когда в Париж с визитом явится переодетый Клеонт в образе сына турецкого султана, и завершится все феерическим шоу танца живота в исполнении шикарных, не побоюсь этого слова, див Театра Олега Табакова — Яны Сексте, Арины Автушенко и Натальи Качаловой.

Одно из важнейших решений — второе действие короче первого и зрителю не дают устать и пресытиться потоком событий и феерией танца, музыки и смены костюмов. А еще это настоящий бенефис молодежи Табакерки, которая тут наслаждается своими ролями — отличный шанс для зрителя разглядеть молодые таланты и проникнуться их юной энергией.

Билеты