READING

Живой, родной, настоящий. Наш Современник Виктор Ц...

Живой, родной, настоящий. Наш Современник Виктор Цой

Цой давно уже стал легендой, национальным достоянием и другими забронзовевшими словами. И главный страх, что с его песнями станется тоже, что с песнями Высоцкого, которые регулярно поют подражая, но не вкладываясь. И вот в Современнике выпустили «Живого», и за этот спектакль мой внутренний подросток, живший с кассетами Цоя в плеере, говорит огромное спасибо.

Полтора часа счастья и ни одной фальшивой ноты. Не в плане точности мелодий или совпадений голосов (поют все отлично), а с точки зрения вложенной в это души. Все эти парни и девушки, а их на сцене ровно двадцать один, отрываются так, словно жили в это время, чувствовали то же самое, сами писали эти дневники. Двадцать один участник, двадцать одна песня, двадцать один год с момента гибели. Да, дневники, ибо в основе этого музыкально-драматического спектакля не только песни Цоя, но и его письма, дневник жены Марьяны, воспоминания друзей… И уже неважно, кто их читает, парень или девушка, кто сейчас за каким инструментом (а эти ребята умеют играть на всем и постоянно меняются местами), не важно, как иначе разложена мелодия, главное – в каждой ее ноте и в каждом слове дух Цоя.

Здесь почти нет заезженных, самых его известных песен. Конечно, будет «Звезда по имени солнце», которую Илья Лыков подает почти как балладу, конечно, закончится все общим исполнением «Перемен», ибо без нее нельзя никак. Будет ехать «Троллейбус», а Варя Шмыкова посадит дерево, а Владислав Прохоров не менее проникновенно споет «Малыша». Во многом спектакль станет и знакомством с творчеством Цоя, и напоминанием о том, какое же огромное наследие он оставил. Здесь можно подпевать, можно хлопать и стучать ногами, можно снимать этих чудесных ребят на телефон, а потом переслушивать, идя домой по вечернему Чистопрудному. А еще в очередной раз осознать, какие четкие и простые слова в его песнях, острые, честные и, о ужас, даже сейчас через более чем тридцать лет после его ухода актуальные и попадающие в нерв.

Художник Николай Симонов создал сцену-символ. Это и гриф гитары, и те самые узкие коридоры коммуналок, и перрон, от которого «электричка везет меня туда, куда я не хочу». Видеограф Владимир Гусев создал удивительно точный видеоряд: серые дома, море, люди, какой-то космический мир, гриф гитары и, конечно, сам Цой, так расслабленно лежащий, глыбой возвышаясь над ними. Там, на этой сцене, тусуются молодые-звонкие, там они словно восстанавливают заново ушедший мир. Ведь смотришь на них и, кажется, все ожило.

Виктор Рыжаков занял в своем спектакле молодых артистов Современника, свой «Июльансамбль» и выпускников «младшей мастерской»

Билеты

Текст Ольга Шишорина

фотографии предоставлены пресс-службой театра