READING

«Мёртвые души» – очень красочный спектакль М...

«Мёртвые души» – очень красочный спектакль Малого театра о живых людях

Где как не в «Малом театре» должны появиться классические «Мёртвые души». Но при этом это их первое появление в репертуаре: можно найти следы лишь дореволюционных постановок, после же это программное произведение не появлялось на их сцене. Видимо, ждало своего часа и своей плеяды героев. Просто вслушайтесь в распределение ролей: Манилов – Александр Клюквин, Собакевич – Борис Невзоров, Плюшкин – Василий Бочкарев, Ноздрев – Виктор Низовой, Коробочка – Ирина Муравьева, Губернатор – Владимир Носик. И Чичиков, которого яркими мазками создал Алексей Фаддеев. Суммарно по программке на сцене шесть народных и девять заслуженных артистов, а всего в спектакле задействованы двадцать семь человек.

Поэма Гоголя на сцене Малого приобретает какой-то колоссальный размах, но при этом не становится от этого неповоротливее или скучнее. Она, наоборот, даже чуточку современна: «время удобное, недавно была эпидемия» – размышляет Чичиков, и пускается в свой поход за мёртвыми душами. Увеличенная карта России со спрятанным на ней профилем Гоголя, верстовые столбы на круге сцены, та самая бричка и то самое колесо, о пути которого спорят в начале поэмы два русских мужика. Этот их вечный спор про Москву и Казань здесь становится склейкой между сценами: Чичиков продолжает свои закупки, мужики продолжают свой диалог. Явления жизни сменяют друг друга.

У спектакля очень мощная сценография: любимый в Малом круг и выдвижные декорации (они чем-то порой напоминают спектакль «Большая тройка», но больше, конечно, просто являются характерными для этого театра). Финальная сцена монументальна, под исполнение песни «Родина» герои словно выходят за границы своих образов и все чичиковские помещики назидательно, распределив его на части, дают эпилог про птицу-тройку.

Очень красивые, богатые декорации. Костюмы так просто завораживают. Как раз тот случай, когда чем ближе ты к сцене, тем больше возможностей засмотреться. Все продумано до мелочей: чего только стоят купальни Манилова, вышивка Городничего или вся обстановка сцены с Плюшкиным. Но это все вторично, потому что главные в этой постановке – актеры.

Каждый из помещиков оказывается по-настоящему живым персонажем. Самые трогательные, конечно, Плюшкин, скучающий по своей жене и не доверяющий миру, и Собакевич, воздвигающий кресты своим умершим крестьян и ведущий с ними вечный разговор. Самый громкий, будто черт из табакерки, это, конечно, Ноздрев. Виктор Низовой в этой роли отрывается на славу, очень колоритный у него персонаж – квинтэссенция хамства и вседозволенности. Самый нестандартный – Манилов – лишенный здесь жены он отличается достаточно фривольным для Малого театра поведением и демонстрирует всяческий интерес к Чичикову. Чичиков Александра Фаддеева виртуозен: он мимикрирует под своих визави, достойный продолжатель традиций Молчалина, делец, которого переиграли. Чудесный абсолютно Губернатор у Владимира Носика, даже жаль, что его так мало. Смешная Коробочка с ее вечными попытками пристроить пеньку, выпадающую у нее отовсюду.

Спектакль полон смешных интермедий: чего только стоит сцена с двумя дамами, во время которой ты буквально покатываешься от смеха, или выходки Ноздрева посреди бала. Заявленные 2 часа 45 минут с одним антрактов пролетают почти незаметно: на сцене отличные артисты, не изобретающая велосипед режиссура и красивая подача. Почти то, что доктор прописал.

Билеты

Текст Ольга Шишорина