READING

«Эмигранты»: сложный и изматывающий разговор обо в...

«Эмигранты»: сложный и изматывающий разговор обо всем

Премьеры независимого театрального агентства «Арт-Партнёр» в 2021 году одна интереснее другой. Идеально подобранная команда создателей, непростой первоисточник – и вот выстреливает «Сад» с Юлией Ауг, а теперь абсурдистская пьеса польского драматурга Славомира Мрожека с Юрием Чурсиным и Игорем Скляром. «Эмигранты», написанные в 1973 году, считаются одним из самых важных произведений в поствоенной польской драматургии. Но, в постановке Юрия Муравицкого так расставлены акценты, что время действия абсолютно неважно. История равно применима и к нашим дням.

В красном прямоугольнике сцены трое: АА (Юрий Чурсин), ХХ (Игорь Скляр) и молчаливый Трубач. Три стула, бутылки воды и больше ничего. Максимально подробно описанные в начале пьесы пространство и герои здесь нам также представляются артистами: они описывают несуществующую декорацию, представляют друг друга, рассаживаются. В версии Юрия Муравицкого их долгий диалог – это часть современного телешоу, где двое азартно и не очень спорят, сюжет развивается рывками и остросюжетность действия дрейфует в глубине длинных, порой пространных монологов. Этот спектакль – сплошной текст – и на него нельзя прийти уставшим, не готовым слушать и думать. Здесь очень важно следить за действием, ибо оно, как и положено абсурдистскому произведению, скачет и убегает от зрителя и общей логики.

Все два часа Чурсин и Скляр на сцене, они фехтуют словами. Это такой выматывающий поединок, что за одно это хочется сказать им «браво». Интеллектуал, диссидент, провокатор АА (Юрий Чурсин) постоянно ищет слабые места в позиции обычного трудяги ХХ (Юрий Скляр). Шпыняет, придирается, ищет незащищенные места в его простом и достаточно честном подходе к жизни.

«АА. …Поправь галстук! Застегнись, причешись, ты же не хочешь, чтобы Новый год вырвало при виде тебя?
ХХ. А сам без галстука.
АА. Я?.. Действительно.
ХХ. Ну?
АА. Но я – другое дело. Я никогда не ношу галстука, это не мой стиль»

В рамках пространства, выбранного Муравицким, четвертая стена ломается. Герои часто обращают свои реплики даже не больше друг к другу, а аппелируют к залу, призывая именно зрителя стать судьей. «К барьеру», «Поединок», масса других современных телешоу – все они всплывают в памяти, но не имея рефери в лице человека, а лишь собственные моральные ориентиры, эти два героя выходят гораздо человечнее, чем те, кого мы привыкли видеть на экране телевизора.

Игорь Скляр – в первую очередь артист театра «Балтийский дом» и в Москве его на сцене можно увидеть редко («С наступающим…» в Современнике, да в паре антерприз). Юрий Чурсин лишь недавно вернулся на театральную сцену после долгого перерыва, и каждый раз его имя в афише – это большая радость и автоматическое желание купить билет. И этим объединением такой сложный спектакль как «Эмигранты» уникален. Они оба в нем филигранны, и это главный повод его посмотреть.

Билеты

Текст Ольга Шишорина