READING

Жизнь и необыкновенные приключения Соломона Маймон...

Жизнь и необыкновенные приключения Соломона Маймона: медиатеатр и поиски пути

Электротеатр Станиславский продолжает удивлять зрителей своими необычными проектами: теперь в пространстве их чудесного и гостеприимного фойе можно увидеть мультимедийный спектакль. Медиатеатр Андрея Сильвестрова – это подмостки раешного театра, ставшие самоработающей электрической коробкой. В ней происходят все события из жизни Соломона Маймона, рожденного в провинциальном местечке в XVIII веке и ставшего философом и ученым. «Жизнь и необыкновенные приключения Соломона Маймона» – это лишь первая часть его автобиографии. Мы узнаем о его детстве, родителях, вынужденной женитьбе и затем вместе с Соломоном отправимся в странствие, в долгий путь в столицу европейской мысли, Берлин.

Этот спектакль полностью основан на книге Маймона «Автобиография». Написанная в XVIII веке, она словно не может быть трактована иначе. Как говорит одна из авторов сценария, Люся Артемьева: «При работе с материалом, несущим отпечаток своей эпохи, всегда нужно найти уникальный ход. В данном случае ход – в концептуальной игре в барокко, понимаемой через синтез медиатехник». На выходе получается некая инсталляция: артисты, в старомодных париках и камзолах, засняты на видео и благодаря хитрой работе художника анимации то появляются, то исчезают со сцены медиаспектакля. Получается такой не очень фильм, и не очень театр, а что-то больше напоминающее детство: диафильмы, кукольный театр, театр теней.

На его просмотр нужно настроиться: привычный к быстрому ритму современный зритель погружается в достаточно медленное, порой медитативное действие. Сцены могут зацикливаться, музыка волшебной шкатулки немного усыпляет внимание, а герой продолжает свое странствие. Всего в этом полуплутовском романе получилась двадцать одна сцена, а все действие еле занимает полтора часа. Зная любовь Электротеатра к просветительским мероприятиям, небольшой экскурс в то, как создавался этот необычный проект, какие секреты анимации для него придуманы и как выбирались художником «задники» для этой воображаемой сцены, прямо просится. Вышло бы хорошее послесловие в том же фойе за чашечкой кофе.

Билеты

Текст Ольга Шишорина