READING

TheatreHD: «Варьете». Оставьте свои иллюзии и живи...

TheatreHD: «Варьете». Оставьте свои иллюзии и живите настоящим

Стивен Сондхайм – это живая легенда – создатель множества бродвейских мюзиклов, автор текстов к знаменитой «Вестсайдской истории», человек, у которого в копилке наград одновременно находятся Оскар, восемь «Тони», восемь «Грэмми», Пулитцер и «Оливье». В России хорошо известна лишь часть его мюзиклов: «Суини Тодд», да «В лес» (как фильм с Мэрил Стрип и Джеймсом Корденом). Если же обратиться к оригиналу и посмотреть на афиши Бродвея или Лондона, то он повсюду и известен любому любителю мюзиклов. Голливудские звезды с радостью играют в его спектаклях, это честь. А отрывки из недавнего виртуального концерта «Take Me to the World: A Sondheim 90th Celebration» в честь его 90-летия сразу же разошлись по интернету: не каждый день Мерил Стрип с Кристин Барански в махровых халатах и с мартини поют (https://www.youtube.com/watch?v=JscehS2bgWI) вам на камеру.

Чтобы осознать важность и глубину мюзикла «Варьете» кроме знакомства с самих Сондхаймом еще нужно вспомнить «Безумства Зигфилда»[1] – серию бродвейских постановок, которые с успехом шли с 1907 по 1937 год. Стать Девушкой Зигфилда – было мечтой для молодой артистки. Как говорилось в одном фильме: «Миллионы девушек мечтают о такой должности». И «безумства», и «варьете» – это одно и тоже «follies», которое почему-то хочется больше перевести как «ревю», чем как «варьете». Но все возможные варианты все равно не передают полного значения этого слова.

«Варьете» – это история, которую очень сложно представить на российской сцене, ведь в ее основе встреча «выпускниц» этого шоу, которые оказываются вместе в последний раз. Театр, в котором столько лет шло их варьете, предназначен под снос. Почти все участницы этого вечера были звездами шоу в разные годы, кому-то условные пятьдесят, а кто-то, кажется, застал революцию. При этом каждая потрясающе поет и танцует на каблуках, будто бы и не было этих прошедших лет, свалившихся невзгод и, чаще всего, абсолютно нешикарной жизни. Им вторят их юные двойники, молодые «я» так хорошо, детально помнящие эту прошлую жизнь.

Главные герои – это две семейные пары – Бен и Филлис (Нью-Йорк, высший свет) и Бадди и Салли (обычная семья из Феникса – он коммивояжер, она домохозяйка). Когда-то давным-давно этот четырехугольник был очень тесно связан, и они не смогли это забыть. «Варьете» – это бесконечно грустная история о несбывшихся надеждах, которые тянут на дно и мешают жить хоть немного счастливо. Самая обычная история: она любила его, а он женился на ее подруге, она же вышла замуж за его друга. А дальше эти несчастливые семьи, честно старавшиеся в начале своего совместного пути что-то построить, оказываются полностью разбиты. Встретившись через двадцать лет, они словно срывают пластырь с раны и отдаются нахлынувшим чувствам. И если в первой половине действия это выглядит достаточно ожидаемо и даже бытово, то вторая, кабарешная часть, вас здорово удивит. Это как будто мюзикл «Головоломка», где каждая мысль героя обретает кровь и плоть.

Царствуют в этом спектакле Джэни Ди (Филлис в настоящем) и Имелда Стонтон (Салли). Они по-настоящему роскошны, и когда эти женщины впадают в отчаяние, за них становится по-настоящему больно. Но не стоит забывать и про их партнеров, и про сольные номера остальных участниц варьете. Каждое выступление – это еще одна сконцентрированная боль, и даже как-то удивительно что эти выверенные эмоционально номера придумал мужчина.

Сам Сондхайм определяет историю так: «это спектакль, где люди просто разговаривают, напиваются, ненавидят друг друга и расходятся по домам». И они разойдутся, но что ждет их в будущем – вопрос.

Билеты

Текст Ольга Шишорина


[1] Здесь стоит посмотреть два черно-белых фильма: «Безумства Зигфилда» (1946) и «Великий Зигфилд» (1936).