READING

«Женитьба» в театре Модерн: три истории одного пои...

«Женитьба» в театре Модерн: три истории одного поиска

Последнюю премьеру «Модерн» ждали без преувеличения многие: ведь еще в августе было объявлено, что в роли Агафьи Тихоновны выступит Лолита Милявская, для которой это дебют на драматической сцене. И даже наши авторы не смогли поделить право на обзор, представляем вниманию оба.

Ольга Шишорина

Юрий Грымов объединил в одной истории три произведения – «Женитьбу» Гоголя, «Женитьбу Бальзаминова» Островского и «Предложение» Чехова. Связующим звеном стала Агафья Тихоновна, именно она, богатая и достаточно неглупая невеста, ищет себе спутника жизни. Парад женихов прекрасен: здесь инфантильный Подколесин в нелепом комбинезоне и не выпускающий изо рта чупа-чупс (его активно подталкивает к выгодной цели резвый Кочкарёв), когорта его соперников Яичница-Жевакин-Анучкин, непробиваемый Ломов (о, это решение образа вам подарит массу удовольствия и смеха), который даже на поклонах продолжает рисовать карту своих владений, маменькин сынок Бальзаминов, очень прыткий, если верно его направить. Каждый из женихов (их образы и в литературе были ярко очерчены) словно выкручен на максимум. В купе с художественным решением сцены и подбором костюмов ты не перестаешь хохотать от нелепости всех этих матримониальных попыток. И пусть гротескность костюмов вам бросится в глаза с первых минут, этого не стоит пугаться. При всем их фарсе, они не мешают действию, а словно выводят его на другую высоту. Да и сам Грымов говорит, что переодеть артиста достаточно легко и не это было задачей. Просто все эти канонические герои живут в каком-то альтернативном постсоветском пространстве, как если бы «Небеса обетованные» снимали в наши дни.

Богатая невеста Агафья Тихоновна является на сцену как настоящая звезда: свет, блестки. Ее вечные баулы, раритетная мебель, всякий скарб вносятся и выносятся, впечатляя, припечатывая женихов. Сама она в красном свитере с дырками, с всклокоченными волосами напоминает героиню мультфильма «Влюбчивая ворона», которая в каждом кривом и косом находила что-то хорошее. Так и героиня Лолиты по факту очень добра и щедра к своим потенциальным избранникам. Но это изматывает, они не такие уж и герои и ее персонажу крайне сочувствуешь. Толи уже возраст такой, но ее мытарства и надежды очень понятны. Лолита в этой роли с ее потрясающей выразительности глазами прекрасна. И всеобщее «идти на Лолиту» теряет смысл «идти на звезду», а становится более глубоким «смотреть на актрису».

Отдельная любовь в этом умном и тонком спектакле – это музыкальные решения. Рассказывать о них – портить удовольствие тем, кто уже не смотрел. Но, как и визуальные образы, они подобраны искрометно. Иногда музыка просто говорит с тобой из зала, и уже неважно, что Гоголь и она разминулись на несколько веков.

«Женитьба» – это определенный кандидат во все списки интересных и кассовых премьер сезона. И это спектакль для взрослых, детям, кажется, лучше в это зазеркалье пока не заглядывать.

Карина Чаплинская

Театр «Модерн» выпустил одну из самых ожидаемых премьер сезона. Спектакль «Женитьба» зажигательная смесь сразу из трех сатирических произведений, микс которых получился настолько органичным, будто это изначально пьеса — единое целое. Гоголевская «Женитьба», Чеховское «Предложение» и «Женитьба Бальзаминова» Островского. Собирательный образ невесты исполнила безусловная звезда постановки — Лолита Милявская.

Режиссер Юрий Грымов не скрывал оживления и энтузиазма, когда в начале сезона объявлял начало репетиций постановки. Вот и заинтригованная публика на премьере была в ожидании чего-то интересного и нескучного.

Ожидания оправдались, а в некоторых моментах даже превзошли себя. Лолита Милявская на сцене существует очень органично и выглядит невероятно трогательно. Ее невеста — сомневающаяся в себе и претендентах, живущая среди бесконечных вещей и предметов быта, как старьевщик, желающая и вместе с тем не заинтересованная во вступлении в брак. Актерский талант певицы раскрывается в постановке и приходится очень к месту. Особенно, если учитывать тот факт, что плечом к плечу с ней играет заслуженная артистка России Анастасия Светлова. Театралам она знакома по давнему продуктивному сотрудничеству с Евгением Марчелли в Ярославском драматическом театре им. Волкова и по работе с ним же в театре Наций.

И Милявская, и Светлова — невероятно яркие и их героини, наполненные энергией и жизненной силой, влюбляют в себя зрителей с первого взгляда.

Однако, помимо женских персонажей, в постановке есть вереница мужских образов — карикатурных, «гоголевских», многогранных и таких актуальных.

Постановка решена Грымовым довольно просто и лаконично, однако в ней торжествуют детали. Музыкальные вставки, тонкое решение мизансцен, свет, костюмы и реквизит — все играет на создание общего настроения. Легкость и непринужденность, присыпанные сатирой и в некоторые моменты очень хулиганским шутками, смелые решения делают постановку одним из фаворитов Московской сцены в номинации «куда сходить всей семьей и отдохнуть».

Билеты