READING

«Берегите ваши лица»: реконструкция одного спектак...

«Берегите ваши лица»: реконструкция одного спектакля

Центр Вознесенского, Проектная лаборатория НИУ ВШЭ по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. в содружестве с Фондом развития театрального искусства Ю.П. Любимова создали уникальный проект – лабораторный спектакль «Берегите ваши лица» по пьесе Андрея Вознесенского, которая была поставлена в театре на Таганке и затем постановка была запрещена.

В основе спектакля, который базируется в Центре Вознесенского на Большой Ордынке, большая работа с архивами. Здесь и документы, связанные с постановкой и ее сложной судьбой: она началась с представления поэтической композиции Вознесенским на производственном совещании театра, долгие месяцы согласований с Минкультом, прогон, первые премьерные показы и запрет после отрицательных отзывов министерства и дальнейшего обвинения спектакля в антисоветчине.

«Берегите ваши лица» считается единственным спектаклем Любимова, который не был восстановлен. О нем почти невозможно найти в открытых источниках каких-то фото или видео-подтверждений, лишь пара фотографий, на одной из которых запечатлен Высоцкий с гитарой. И это неспроста: именно в «Берегите…» он впервые выступил на сцене как поэт и автор песен, именно тогда была спета «Охота на волков».

фотографии предоставлены пресс-службой

В реконструкции, которую можно увидеть на Ордынке, смешан сам спектакль (его восстанавливают по архивам, по сценографии спектакля, которую описывал сам Вознесенский) и история его запретов. Перед нами Екатерина Фурцева, а также стройный хор цензоров, не устающих искать огрехи и изъяны. Эту часть очень важно знать: как в белом находили черное, а в круглом квадратное. Это не только история цензурирования Таганки, а в целом срез эпохи.

На сцене Любимов, Высоцкий, Вознесенский, Фурцева, безымянной хор Муз и Цензоров – все они студенты НИУ ВШЭ, не имеющего актерского образования. Это тяжелая работа и их, конечно, хочется похвалить за отвагу, но попаданий в образы почти нет. Все они очень стараются, но выбранные образы слишком сложны, они в целом были бы сложны и для профессиональных артистов, ибо слишком хорошо известны публике и требуют огромной проработки. Хороша Фурцева, но, здесь есть лазейка: образ легендарного министра культуры нам все же плохо знаком и нет устоявшейся картинки перед глазами. Екатерина Алексеевна в исполнении Ирины Друзь строга, эффектна, красива и почти всегда держит интонации. Любимов Влада Белова красавец, он прекрасно смотрит исподлобья на Фурцеву, но лишь заговорит – и теряется вся магия образа. Аналогично ангелоподобный Вознесенский Петра Лобанова и Высоцкий Романа Парфенова-Балановского. Высоцкий здесь в целом самый противоречивый персонаж: Роман старается передать и физиогномику, и характерную хрипотцу голоса, но слишком сваливается в Никиту Джигурду. Порой ансамбль пытается решить недостаток четкости и эмоций усилением громкости, но это тоже, увы, не помогает.

фотографии предоставлены пресс-службой

Против участников спектакля и само произведение: эту пьесу Вознесенского очень сложно воспринимать с чистого листа.

Сам Любимов в «Рассказах старого трепача» писал: «Я публике говорил, что «это не спектакль, — потому что пьесы не было, — это такие этюды, заготовки, полуимпровизация, поэтому я постараюсь вам не мешать, уважаемые зрители, но мы договорились с актерами — если они будут, с моей точки зрения, плохо импровизировать и не так, как мы с ними договорились, — то я буду останавливать, и поэтому это открытая репетиция».

А когда ты пытаешься соединить в голове неструктурную пьесу, историю спектакля и студенческий опыт на сцене, голова немного начинает идти кругом.

фотографии предоставлены пресс-службой

Билеты

Текст Ольга Шишорина