READING

Царство «Ромула Великого» в театре Вахтангова: а в...

Царство «Ромула Великого» в театре Вахтангова: а велик ли Ромул? Определенно, велик!

Новая сцена театра Вахтангова пополнила свой репертуар еще одним отличным спектаклем: Уланбек Баялиев поставил «Ромула Великого» с Владимиром Симоновым в главной роли. Это вторая работа режиссера на Вахтанговских подмостках: ранее в 2016 году также на Новой сцене он выпустил «Грозу».

Так совпало, что 2021 год – это не только год столетия Вахтанговского театра, но и столетия драматурга Фридриха Дюрренматта. Говорят, совпадение случайно и пьеса была выбрана раньше, чем его заметили. «Ромул Великий» был написан в 1948 году: здесь остро чувствуется поствоенное настроение, потребность в пацифизме и полное отсутствие надежд. Тем более, считается, что швейцарцы со времен Наполеона не брались за оружие. При этом «Ромул» – абсолютно блестящая комедия, которая на сцене Вахтанговского театра приобрела дополнительные современные акценты. Внимательному зрителю будет очень интересно ловить эти отсылки к нашей и мировой истории.

Великим Ромулом звали основателя Рима, в «исторически недостоверной комедии» (как определял ее сам автор) нам рассказывается история последнего Ромула, который Рим развалил и был прозван историками Малым. Потому даже само название – это либо оксюморон, либо признание заслуг. По мере развития сюжета приходится выбирать, на чьей стороне твое сердце: умирающего Рима или сложного, неоднозначного императора.

В роли Ромула блистает Владимир Симонов, и это воистину его бенефис. Спектакль в целом смотреть одно удовольствие, но каждое появление Ромула на сцене – это вспышка. Герой Симонова вынужден максимально балансировать между комическим и трагическим жанром, до последнего скрывая свои истинные мотивы. И за этой актерской игрой наблюдать одно удовольствие. Ромул Симонова способен облапошить всех вокруг, сыграть клоуна будучи мудрецом. Он может устать, ведь на самом деле он уже старик, может верить, а может разочароваться в своих деяниях. Это наконец-то образ правителя-человека, которому не чуждо не только куроводство, но и простые человеческие эмоции. Кстати, во втором акте зрителя ждет потрясающий дуэт Владимира Симонова с Максимом Севриновским. Их герои находят свой особенный язык, и это одна из ярчайших постановочных находок.

Актерский ансамбль здесь блестящий. Жеманный Владислав Демченко в роли византийского императора Зенона, в перьях и блестках, так подчеркивающих распад не только империи, но и нравов. Трагический Эмилиан в исполнении Владимира Логвинова – очень было интересно как решат гримеры и костюмеры его образ, и решение подобрано идеально. Павел Тэхэда Кардэнас (актер Филакс), являющий собой на самом деле целую пригоршню персонажей, – пластичный, с кошачьей грацией. Префект кавалерии Спурий Тит Мамма (Виталийс Семёновс) – с его появления начинается спектакль – и эта вечная, неприкаянная «тень отца Гамлета» словно расставляет точки между строк являясь и являясь. Камердинер Ромула Пирам (Артем Пархоменко) с вечным другом Ахиллом – ядовитый, преданный, закостенелый. Уставшая высокомерная жена Ромула, светская львица в своих повадках (Яна Соболевская) и грустная, волоокая дочь (Евгения Ивашова). Монолог отца и дочери во втором акте один из самых важных. У каждого из артистов свои неповторимые интонации, подача каждой фразы и движения выверены – воистину радость актерской игры.

За одни сутки перед нами развернется трагедия распада. «Кто дышит на ладан, как мы, тот способен понять только комедию» – и вот она перед нами. Бесконечно смешной, даже в своих трагическим моментах, спектакль, повторюсь, новый бриллиант в корону репертуара.

P.S. И спасибо за популяризацию Дюрренматта!

Билеты

Текст Ольга Шишорина

фотографии: Валерий Мясников