READING

«Деревня и я»: первый вербатим в РАМТ. Честно, про...

«Деревня и я»: первый вербатим в РАМТ. Честно, пронзительно, важно

В декабре 2019 года в РАМТ прошла «Лаборатория новых форм», в рамках которой на суд зрителей и жюри были представлены несколько эскизов. Один из них, социальный проект «Деревня и я» драматурга Элины Петровой и режиссера Дмитрия Крестьянкина, с января этого года вошел в репертуар тема. С чем их искренне и поздравляем, на той Лаборатории они были безусловными фаворитами.

Сам проект был осуществлен совместно с «Учителем для России»: при их поддержке авторы спектакля посетили отдаленные и малонаселенные районы России и провели интервью с живущими в них подростками. Всего они посетили шесть общеобразовательных школ в Тверской, Калужской, Тамбовской, Псковской, Воронежской и Нижегородской областях; в интервью принимали участие ученики старше 14 лет. Изначально идея спектакля заключалась в том, чтобы ребята сами смогли принять участие в постановке и, выйдя на сцену, рассказать о себе лично. Этот замысел в виду свой сложности не был реализован, но авторы надеются, что при должном финансировании в будущем его все же осуществить.

На маленькой сцене Черной комнаты артисты РАМТ Сергей Печенкин и Нелли Уварова. То, что они оба первоклассные актеры не было сомнения никогда, но как они перевоплощаются в подростков, буквально парой мазков создавая образ, восхищает. Надо сказать, что от количества просмотров спектакля восторг от перевоплощения лишь усиливается. В самом конце спектакля вы увидите своеобразные титры, где будут показаны эти реальные подростки, порой совсем еще дети, проводниками которых стали на этот час с копейками Нелли и Сергей. И просто мысленно отмотайте назад спектакль, вспомните их героев и сравните. Это правда те же самые дети: что взрослые на сцене, что настоящие на экране.

Одиннадцать судеб, одиннадцать честных рассказов и порой жесткое взрослое эхо, даже не смотрящее в глаза зрителю. Учителя, директора, со своим, иногда уже замылившимся взглядом на этих детей, дают нам свою оценку. И ты уже совершенно по-иному воспринимаешь тот или иной монолог. То, что вначале планировалось как история подростка и деревни, выросло в гораздо более объемный разговор. Это подросток и мир, его страна, его возможности, его надежды и его защитные сооружения. Кажется, его будет полезно увидеть всем: ребятам из крупных городов, родителям, педагогам. Порой не по годам взрослые ребята говорят о патриотизме, о справедливости, о деревнях, где нет ничего для жизни, но есть большая мусорная куча. При этом все эти темы возникают не из наводящих вопросов, это наболевшие, прочувствованные слова. «Глазок – это отдельная страна. Есть мир, а есть Глазок», «Люди умирают, а мы в России. Это нормально» – это очень страшные мысли в устах 14-летних детей.

При обилии тяжелых тем спектакль очень легкий и ироничный. Здесь и рассказы про «берем бабушку, берем пенсию и едем в Калугу закупаться», и трогательность первых отношений, и поездки за шаурмой в соседний город как вершина незатейливого досуга. А еще музыка: вся музыка в спектакле – это любимые песни этих ребят. Музыка-поддержка, музыка-укрытие, потому что снимешь наушники, а вокруг звенящая тишина.

Час сценического действия, стол и два стула, минимум реквизита, «окно в Россию», на которое транслируется видео, два человека. А на выходе море эмоций и много вопросов к миру и будущему. И где как не в Молодежном театре о них рассуждать.

P.S. Кстати, обязательно возьмите программку: кроме того, что она отлично оформлена, вас еще ждет в ней полезный сюрприз.

Билеты

Текст Ольга Шишорина