READING

Ты в пространстве и пространство в тебе. Премьера ...

Ты в пространстве и пространство в тебе. Премьера проекта Дмитрия Волкострелова и Театра post «Space X» в ЦИМе

Каждый год 9 февраля в честь Дня рождения Всеволода Мейерхольда в ЦИМе играют премьеру. В 2021 к тому же театр отмечает своё тридцатилетие, а здание Центра – двадцатилетие. Волкострелов и команда Театра post решили выпустить оммаж самому главному герою вне времени – зданию и пространству внутри. Зрителей приглашают иначе взглянуть на привычный Большой зал. 

Рассказывать об архитектуре как пространственном искусстве сложно, а представить действие на сцене практически невозможно. Театр post подобрал для этого специальную форму – с элементами иммерсива. 

Спектакль начинается уже при входе в театр, только вы об этом пока не знаете. В зале каждый получает белый конверт, который можно будет открыть после определенной команды. Занять любое свободное место. Здесь зрители – сами участники проекта. Пространство делают люди, а людей делает пространство. От отношения к месту происходящего зависит исход спектакля. И у каждого показа – свой уникальный темп. 

Из декораций – стулья и пространство зала, а также неразличимые пока фотографии по всему периметру. Появляется геодезический тахеометр и расчерчивает зал красным лазером. Два участника измеряют дальномерами расстояние между конструкциями, размеры, высоту потолков. Тишину нарушают огласка цифр. Определить математическую гармонию и попробовать не сбиться. 

Как ритм верхнего балкона соотносится с ритмом вашего сердца? Что было бы, если бы потолок раздвигался, как задумывалось в плане? – такие вопросы задаёт невидимый голос зрителям. Что это за голос? Голос Зала? Кажется, пространство взялось манипулировать людьми. Мы начинаем задумываться о каких-то казалось неприметных вещах. 

Рассадка сделана так, что при желании зрителю невозможно уйти. Почему двери расположены так? – вопрос, который встречают смехом. Многие хотят уйти, потому что не понимают что происходит и куда это всё ведёт. Действительно, в какой-то момент чувствуешь себя заблокированным в пространстве. Почему нет окон? 

Голос просит вскрыть конверт – там схема Зала и место с цифрой, куда тебе нужно подойти. Подходишь к стене – там фотография с частью той же стены. На память. 

Начинается достаточно длительная перестановка стульев с номерами. Лабиринт. Слышится звук, похожий на тихое горловое пение – поднимаешь глаза вверх и видишь человека с ведром, который перекатывает в нём какой-то предмет. Голос неторопливо приглашает гостей найти стул со своим номером. Эта часть перформанса становится более динамичной – все чувствуют себя вовлеченными в общий процесс поиска. Теперь наступает время ответов на заданные ранее вопросы. По QR-коду на мобильном телефоне каждый может открыть опросник и поделиться своим мнением об ощущении пространства. Вы когда-нибудь задумывались, что будет, если в зале поставить три колонны? Театр с колоннами? Может, пародия на Пантеон? А если бы зал был вашей квартирой, то сколько бы пространства вам хватило, чтобы чувствовать себя комфортно? «Посмотрите наверх» – высвечивается сообщение на экране. Над потолком демонстрируются схемы известных строений, и сколько Больших залов ЦИМ может в них поместиться. Параллельно звучит текст из записанных ответов. Что вы увидите, если стены станут прозрачные? Улицу, холодную Москву, снег. Себя? О чём думает ваш сосед напротив вас? Напротив меня нет соседа…Изначально несвязанные ответы обретают свой смысл, скорость чтения постепенно увеличивается, и текст уже начинает звучать как молитва. Рефрен, пауза, гаснет свет. Что бы вы хотели сделать в этом пространстве? Лечь? Танцевать? Вы всё ещё хотите уйти? А вернуться? 

Спектакль оставляет больше вопросов, чем ответов. Зритель неуверенно хлопает и озираясь вокруг медленно выходит из зала. Вряд ли ощущения во время спектакля гости сохранят надолго, но теперь они точно по-другому будут смотреть на зал во время следующих спектаклей. Ведь это была же его исповедь. Зритель определит позже. 

Билеты

Текст Светлана Ковалева


INSTAGRAM
ldq.theatre