READING

«Бэтмен против Брежнева» в Театре на Бронной: мой ...

«Бэтмен против Брежнева» в Театре на Бронной: мой папа – герой!

Саша Денисова, драматург и режиссер выпустила свою новый спектакль: в Театр на Бронной теперь регулярно прилетает Бэтмен. «Бэтмен против Брежнева» получился очень личной и многоуровневой работой, где зритель часто улыбается, еще чаще смеется, ностальгирует, но выходит с легким оттенком грусти. Все мы в своем детстве были немного девочкой Нюрой. Еще перед премьерой мы поговорили с Сашей о ее новой работе, о современном театре и многих других вещах – рекомендуем прочитать до или после просмотра спектакля.

Исходная завязка сюжета очень проста: есть девочка Нюра, которая живет в восьмидесятых в обычной такой семье. Есть мама-инженер и папа-писатель, есть бабушка, она же теща главного героя. Нюра часто болеет и вынуждена ходить в шапке-ушанке, дышать над кастрюлями и хорошо бы увезти ее в санаторий. Папа немного неудачник, о чем знает мама и не устает напоминать теща, он немного пьет, пишет в стол, так как его не публикуют, и работает каким-то младшим чином в газете. Но для Нюры он был и останется героем. А есть взрослая Нюра, удивительно похожая на саму Сашу, вместе со зрителем и младшей Нюрой вспоминающая свое детство.

Действие потрясающе кинематографично, и ни секунды не оставляет зрительский мозг без работы. Мы кружимся в вихре воспоминаний, ассоциаций, вещей, уже прилипших к подкорке. А ведь правда начальник отдела Дудочкина так похож на Жоржа Милославского и мечтает о магнитофоне Sharp, а ведь правда сосед Дудочкина, с которым они вечно чинят Копейку, сошел с экрана толи «Афони», толи «Осеннего марафона»? А самые пронзительные сцены даже интонационно отбрасывают к Мюнхгаузену Янковского. А костюм Бэтмена – он немного трубадурский, а теща похожа на Фрекен Бок. Дивный мир загадок и подсказок, как пещера Алладина, полный развлечений для зрителя. И послевкусия: спектакль давно закончился, а ты перекатываешь в голове сцены как горошинки и проигрываешь их снова.

Саша Денисова очень любит своих актеров: какой бы не оказалась по размеру роль, она выписана четко и ярко, и ни один из героев не остался без толики авторского внимания. У геройской стороны ансамбля два состава: Дудочкина/Бэтмена играют в очередь Сергей Епишев и Дмитрий Куличков, а Женщину-кошку – Екатерина Варнава и Лина Миримская. И при каждом сочетании персонажей получается своя история.

«Кристально честный человек, до дебилизма» Толик Дудочкин, он же Анатолий Александрович – рыцарь печального образа. Неловкий, по факту неудачливый и не то, чтобы счастливый в любви. Даже внезапно свалившаяся на него любовь Женщины-кошки похожа больше на кризис среднего возраста. При этом всем он Бэтмен, какой-то нутряно-русский, былинный, спасающий ткачих и старушек. В спектакле больше Дудочкина, чем Бэтмена. О подвигах говорят, с них он уставший и измазанный возвращается домой к тарелке борща и стопочке водки, но ни одного из них по факту нет на сцене. Мы, как и Нюра, домысливаем его и просто верим в происходящее.

Брежнев, фантастически воплощенный Ольгой Лапшиной, тоже персонаж больше мифический, сказочный. Дитя с тремя няньками, с вечным ружьем и неприкаянным взглядом. Мы смеемся над сценами с ним и опекающим трехглавым партбюро (Владимир Храбров-Владимир Яворский-Александр Никулин), улыбаемся, когда он наконец находит свой своеобразный покой. Но, как и Дудочкина, больше жалеем.

Главная женская роль, воплощенная так филигранно, что хочется сразу отдать все награды, за Александром Семчевым и его роскошной Клавдией Георгиевной. Это тоже из традиции советских фильмов, его Клава стоит на одном пьедестале с героинями Табакова и Калягина. Начинающаяся с коротких ремарок ко второй части она обретает мощь и больше всего раскрывается в дуэтах: с Дудочкиным, с «Леней» Брежневым и с Нюрой. Денисова отмечала, что многое в сценах тещи и Брежнева рождалось в процессе репетиций и все они постоянно хохотали. После спектакля понимаешь, как хотелось бы увидеть эти репетиции и всю вариативность их отношений.

Интересный персонаж получился у Дмитрия Гурьянова. В следователе Петровкине столько намешано: он по щелчку переключается от иезуитства к лирике, и в целом самая темная лошадка повествования. Эффектная жена Дудочкина, которой очень сложно поверить, что она суровый инженер, столько в ней кокетства и женских хитростей. Эх, были раньше инженеры… Нюра взрослая (Александра Виноградова) и Нюра в детстве (Лина Веселкина) – обе с огромными глазами – девочка, которая пусть и выросла, но папа навсегда останется большим, а она маленькой.

«Бэтмен против Брежнева» очень музыкальный спектакль. Мелодия, сотканная из легко узнаваемых фрагментов, становится полноценным участником повествования. Она то подталкивает, то оттеняет происходящее на сцене. Ты мурлычишь её во время действия, в антракте и после. А яркие выходы и порой почти эстрадные номера лишь добавляют ей яркости.

Этот спектакль как конфеты в новогоднем наборе, каждая сцена – новый вкус и яркая обертка. В нем шикарные красочные костюмы, потрясающая работа художника-постановщика, создавшего декорации, являющие собой единовременно и обычную советскую квартиру, и мир вокруг.

Но за всей этой веселостью, красочностью и умеренным комизмом спрятаны лиричность и глубина. Повторюсь, это очень личный спектакль. И возможно в конце уже ваша, не менее спрятанная девочка Нюра (ну или мальчик со знакомым именем) грустно прошепчет: «Папа, для меня ты всегда герой!»

PS. Пока официальный дом театра на ремонте, Бронная переехала во Дворец на Яузе. Действие убегает со сцены, и помпезный Дворец становится еще одним участником истории. Поэтому это еще один спектакль, где очень важно правильно купить билеты. Зрители балкона и бельэтажа, и относящихся к ним лож, рискуют упустить часть действия.

Билеты

Текст Ольга Шишорина