READING

Мастер работы со словом и создатель хрупких миров:...

Мастер работы со словом и создатель хрупких миров: ко дню рождения Марины Брусникиной

9 февраля празднует свой день рождения Марина Станиславовна Брусникина, чьи работы мы бесконечно любим и каждую новую постановку горячо ждем. Марина Станиславовна – режиссер, потрясающе чувствующий слово. Художественный руководитель театра «Практика», автор и куратор циклов «Мхатовские вечера», заведующая кафедрой сценической речи и вокала в Школе-студии МХАТ и просто очень красивая женщина, тонкий собеседник и человек, на которого хочется равняться.

Ольга Шишорина:

Одна из моих радостей минувшего года – это личное знакомство с Мариной Станиславовной и наше с ней интервью о спектаклях «Посадить дерево» и опере «Мороз, красный нос». Спасибо изоляции, многие театры в 2020-м открыли свои архивы и удалось посмотреть её старые работы: «Я, бабушка, Илико и Илларион» по Нодару Думбадзе в Моссовете, «Бубен верхнего мира» по Виктору Пелевину в театре Пушкина, «Сонечку» по Людмиле Улицкой в МХТ им.Чехова. За что я особенно люблю ее работы, так за какую-то неведомую силу текста, который рассыпается по сцене, раскладывается на ноты и влюбляет в себя настолько, что ты просто бежишь потом читать первоисточник. Она – истинный амбассадор хорошей литературы, не устающий открывать публике забытые или, наоборот, совсем новые имена.

А вспомнить хочется два её спектакля, которые, мне кажется, должен посмотреть человек, если он правда любит театр. Первый – это одно из первых моих знакомств с ее почерком – «Лада, или Радость» в РАМТ. Абсолютно камерный спектакль, для которого на огромной сцене театра построили свою маленькую, и зрители ненадолго тоже становятся жителями одной российской деревни. В ней живет старуха Егоровна и ее собака Лада, в нее приезжают дачники и растет тополь. В этом спектакле ты смеешься и плачешь, и словно проживаешь жизнь персонажей сам, каждой клеточкой. Такая палитра эмоций, кажется, всегда присутствует в ее постановках: они лиричны, глубоки и эти эмоциональные качели делают тебя лучше.

И спектакль «Поле» в «Практике», премьера минувшего года. Я до него считала, что лучший спектакль о войне это её же «Пролетный гусь» в МХТ им.Чехова, но после «Поля» не могу думать ни о чем другом. Забытый (а в школе еще и нелюбимый – уже не могу вспомнить почему) советский писатель Чингиз Айтматов написал пронзительную историю женщины, любви и войны. Марина Станиславовна перенесла её на сцену, вдохнув новую жизнь в этот глубокий текст и словно наполнив его дополнительным, очень женским взглядом. На сцене выпускницы Мастерской Дмитрия Брусникина разных лет. Их ансамбль – это и сама Талганай, главная героиня, в разные периоды свое жизни, и люди вокруг, и то самое материнское поле. Спектакль, на котором никто не стесняется своих слез, потому что они очищение и радость от соприкосновения.

фото Дмитрий Исхаков

Ольга Хайкина:

Моя безусловная любовь к театру началась с работ Марины Станиславовны в стенах МХТ. им Чехова. Спектакли Марины Брусникиной всегда приносят удовольствие мне и моим близким. И для меня имя моего любимого режиссера неразрывно связано с Малой и Новой сценой в Камергерском переулке.

Деревня дураков. Инсценировка рассказа Н. Ключаревой получилась у М. Брусникиной очень смелая, колкая, трогательная и нежная одновременно. Деревня дураков — это вся Россия с радостью и невзгодами, любовью к себе и ненавистью к окружающим. Социальная драма для всех и каждого, кто любит не только созерцать, но и рефлексировать.

Пролетный гусь. Спектакль памяти В. Астафьева играется на Новой сцене, где всего 80 мест. «Гуся» играют корифеи МХТ уже много лет, но попасть на спектакль весьма непросто. Смех и слезы, горечь утраты и расставаний, но все же и тепло семейного очага. Я была на нем трижды, и каждый раз эмоции переполняли! Рекомендую пойти на спектакль с вашими близкими.

«Боюсь стать Колей». Пьеса уральского драматурга Ивана Андреева «Боюсь стать Колей», победившая в конкурсе «Евразия» и вошедшая в десятку лучших пьес 2016 года по итогам конкурса «Кульминация», на сцене МХТ впервые прозвучала на одном из вечеров цикла «Круг чтения», посвященном современной драматургии. Марина Станиславовна курирует вечера в Театре и благодаря ней я узнала о многих современных поэтах и прозаиках. Эта комедийная история смотрится на одном дыхании, гарантирует положительные эмоции и смех сквозь слезы.

 

фото Ира Полярная

Таша Матвеева:

Спектакль «Пролетный гусь» первый раз в жизни я увидела в далеком 2005 году. Как это ни удивительно, в Финансовой академии, куда привез его МХТ уже не помню с какой оказией. Довольно большой университетский зал (не сравнить с малой сценой) не смог вместить всех желающих, и люди сидели везде – на ступеньках, в проходах, в дверях. Я до сих пор помню это щемящее чувство, которое накрывает тебя с первых минут этого спектакля. Помню свои слезы, которые хотелось скрыть ровно до тех пор, пока я не поняла, что почти все сидевшие рядом со мной люди точно так же тайком вытирают глаза. Невероятное ощущение того, что разговор сейчас был только с тобой. Жажду увидеть это еще и еще раз.

Теперь «Пролетный гусь» уже стал легендой. Спектакль, поставленный Мариной Брусникиной по двум рассказам Виктора Астафьева, с удивительным актерским составом выпускников Школы-студии, которые в этом спектакле играют все и всех, жонглируя текстом так умело, что становятся единым организмом, тем самым ансамблем, а не отдельными ролями. И простые человеческие истории. Здесь нет места манипуляциям, намеренной драме, надрывной актерской игре, невероятным декорациям, здесь просто жизнь – очень разная. От того и такая щемящая. И эта жизнь накрывает тебя на малой сцене, где в отличии от того самого первого зала ФА создается совсем другая атмосфера, что ты даже не замечаешь, как растворяешься в историях – большой и теплой семьи и тех, кто из-за войн потерял семью свою и нашел другую, фронтовую.

С того самого 2005 года я видела этот спектакль еще дважды, и оба раза эмоции были так же сильны, как в первый. «Пролетный гусь» не отжил свое, не устал, как бывает, когда между актерами теряется химия. Они просто стали старше вместе со своими героями, еще мудрее, еще тоньше. Но, возможно, это магия Марины Станиславовны, которая умеет не ставить, а творить. Так тонко, но так вечно.

Но все же, как и все хорошее, и «Гусь» когда-то закончит свой полет, поэтому очень рекомендую тем, кто все еще не видел этот спектакль, бежать на него быстрее. Он стоит того, чтобы немного поохотиться за билетами, которые после почти 20 лет жизни разлетаются так же быстро, как и в первые годы.

Мария Куликовская:

Марина Брусникина всегда держит руку на пульсе современной драматургии. Именно так в списке ее работ появился спектакль “Боюсь стать Колей”, который уже 3,5 года с аншлагом идет в стенах МХТ. В плацкартном вагоне встречаются незнакомые люди, и как из рога изобилия начинают литься их изумляюще откровенные истории. Ситуация узнаваема и хорошо знакома всем, кому доводилось колесить по стране на достижениях РЖД. Поразительно, до чего можно не бояться быть собой в общении со случайным человеком, пути с которым пересеклись на несколько дней и не встретятся больше никогда. Это такой бесплатный сеанс сброса эмоций, историй, психологического очищение. Персонажи постановки очень характерные и не менее узнаваемые, чем сама ситуация. Актерская работа каждая на вес золото. Не удивительно, что главные герои – островок адекватности – боятся стать такими же, как их попутчики. Здесь есть чего бояться. Возможно, для этого и стоит проехаться на поезде по огромной стране, чтоб увидеть, кем можно стать, и осмыслить, как точно не нужно жить. Жанр этого спектакля определить сложно. Он вроде бы и легкая характерная комедия, но не настолько и комедия в целом, при этом и не совсем трагедия в жизнях героев… Скорее жанр этого спектакля – жизнь.

Мы очень ждем новых работ Марины Станиславовны и еще раз поздравляем! Уже в апреле надеемся увидеть в «Практике» её новый спектакль «Несчастливая Москва» по прозе Евгении Некрасовой. Рекомендуем следить за афишей и новостям!