READING

«Легенда о Хромоножке»: наши играют в норвежскую ж...

«Легенда о Хромоножке»: наши играют в норвежскую жизнь

В последнем месяце 2020 года состоялся старт проекта «Театральные параллели. Путешествие в четырех частях», посвященный будущему столетию Вахтанговского театра. Четыре режиссера, ученики Римаса Туминаса, в третий раз собираются вместе и обращаются к художественным традициям тех стран, чье наследие повлияло на мировоззрение основателя театра Евгения Вахтангова. По итогу перед нами будут четыре отдельных спектакля: одна классическая комедия (Испания), два произведения европейского романтизма (Норвегия, Германия) и одно произведение стиля модерн (Англия). Норвегию представляет «Легенда о Хромоножке» в постановке Владимира Бельдияна, которая и стала первой премьерой цикла. Все спектакли неспроста планируются к постановке на Новой сцене театра, так как здесь можно использовать ее возможности как сцены-трансформера. В будущем, после возвращения театров к нормальной жизни, ожидается, что все четыре будут идти подряд как некий театральный альманах.

История Хульды-Хромоножки была написана Бьёрнстьерне Бьёрнсон – первым норвержским нобелевским лауреатом и автором государственного гимна – в 1858 году. Время действия – условный тринадцатый век, к тому моменту христианство уже не только пришло в Норвегию, но и достаточно укрепилось как основная религия. Это очень важная вводная как для прочтения самой пьесы (она достаточно коротка), так и перед посещением премьеры Вахтанговского театра. Бьёрнсон в своей пьесе использовал один из типичных мотивов того времени: столкновение дикой необузданной самости, древнего духа севера и нового гуманного мировоззрения ранних христиан. Постарались передать эту идею и авторы спектакля.

С первых минут зрителя поразит всеобъемлющее пространство сцены. Кажется, никогда еще Новая сцена Вахтангова не выглядела настолько мощной и огромной. Сценограф и художник по костюмам Юлиана Лайкова создала древний мифический мир, полный камней и печали. Так и ожидаешь, что из-за валуна на тебя выскочит тролль или просвистит стрела. Но это немного другая история. Создается четкое ощущение, что мы где-то на краю мира, мира безрадостного и кровожадного, откуда многие герои хотели бы сбежать, и их единственная возможность это сделать – уплыть. Возможно поэтому одной из важных тем стали образы чаек, потрясающе воплощенные актрисами ансамбля. Их гул, их крики настраивают нас в первые минуты спектакля, а затем словно отсекают сцены одну за другой.

В «Легенде о Хромоножке» ты все первое действие восхищаешься образностью созданного мира: он целен и брутален. Мужчин хочется называть викингами (а чего только стоит один торс Дениса Бондаренко), женщины их опасны и суровы, королева напоминает снежную. А сцена, в которой другой Денис, Самойлов, играет на барабане и поет на норвежском, а на заднем плане меряются молодые воины – это что-то совсем потустороннее – смесь древнего мира и рок-музыки. Повторюсь, голоса артистов и их мощь просто потрясают. Напомним, что это одна из последних работ ушедшего Фаустаса Латенаса, и находясь на спектакле в сотый раз думаешь, какой невосполнимый талант потерял театр Вахтангова и весь театральный мир.

В тот же момент, когда на сцену приходят образы христианства, и простая история любви и кровной вражды обрастает символикой двух религий, что-то меняется в спектакле. В достаточно самобытной постановке начинается поначалу легкая, а потом все более явная бутусовщина. Можно, конечно, улыбнуться, что в театре Юрия Николаевича настолько любят и настолько им вдохновлены, что отсылки к работам главного режиссера неизбежны, да и влияние Римаса Туминаса, учителя Бельдияна, тоже чувствует вполне. Но где у Бутусова яркие самобытные образы, здесь почти в лоб используется символизм. И даже подспудно понимаемая как крещение сцена в первую очередь воспринимается как цитирование его же режиссерских решений с водой и циклами повторений реплик. В этот момент в начале очень даже цельная канва спектакля начинает рушиться.

При этом нельзя не отметить отличные актерские работы: цельная суровая Хальгерд в исполнении Полины Чернышевой просто приковывает к себе. Старейшая в роде Гудрун в исполнении Лады Чуровской порой говорит узнаваемыми интонациями Юлии Борисовой, но ей это на удивление идет. Юная еще наивная Тордис Екатерины Крамзиной и сама Хульда в исполнении Марии Волковой – все они попали в свои образы.

Сложно в этом миксе жанров определить зрителя «Легенды». Создатели говорят, что спектакль для всех возрастов, что врядли. Скорее всего зритель старшего возраста будет огорошен образами и решениями, а юный заметит лишь верхний вау-уровень происходящего. А театральный завсегдатай скорее всего останется в легком недоумении, сам с собой споря о достоинствах и недостатках. Какая-то часть автора обзора до сих пор готова кричать, что, если всего в белом артиста обливают водой, то не должны быть на нем черные трусы, а дать ему же в руки рыбу и пустить в трагический шаг под “Go down, Moses” – негуманно и слишком в лоб.

Билеты

Текст Ольга Шишорина