READING

«Выстрел» в РАМТе: четвертая, получившаяся самой к...

«Выстрел» в РАМТе: четвертая, получившаяся самой канонической повесть

В малом пространстве Белой комнаты первая премьера этого года – четвертая часть цикла «Повести Белкина» – «Выстрел» Егора Равинского. Короткая зарисовка о мести и судьбе идеально уместилась в самом нестандартном помещении РАМТ. Узкая продолговатая сцена одновременно и зал для тренировок, попоек, досуга юных гусаров, и место, где одним выстрелом (или двумя) вершится судьба человека. Первое – сплошь зеркала, обрамляющие балетный станок. Стайка гусаров порхает и дурачится, четыре персонажа составляют целую ватагу образов: серьезный, задиристый, трусоватый, нелепый, гордый. Они как ватага шумных школьников носятся по сцене, шутя разыгрывают сцены дуэлей и попоек, и благоговеют перед своим старшим товарищем – загадочным Сильвио в исполнении седовласого Алексея Веселкина-старшего с его неизменной серьгой и серьезным взглядом.

Веселкиных в спектакле двое, рассказчика и поверенного в тайне Сильвио играет уже Веселкин-младший. Он в образе усатого и кудрявого гусара неуловимо похож на молодого Олега Даля, что автоматически отправляет зрительскую мысль к старым советским экранизациям классики. Веселкин-рассказчик, наверное, самое большое обаяние спектакля. Костюм гусара ему как влитой, теплый взгляд дружбы сменяется стальным блеском разочарования – он максимально органичен в этом образе. Кстати, это первый раз, когда отец и сын встречаются на одной сцене.

Ожидаем в роли молодого «вечного любимца счастия» Виктор Панченко: его граф традиционно высокомерен и надменен, с характерной усмешкой и звоном в голосе. И если в самой пьесе их противостояние с Сильвио не удивляет, то здесь граф вначале такой забияка-мальчишка, что даже странно, как его шалости могли задеть степенного героя Веселкина-старшего. Это как Моська и слон, конфликт слишком на пустом месте.

Здесь много от кино: сцена драки в формате слоу-моушн, звуки выстрелов совсем не понарошку (берегите уши, зрительный зал совсем мал, а выстрелы так неожиданны), общая кинематографичность движений. Получается такой исторический блокбастер в миниатюре с доверительным рассказчиком и случайными отсылками к современности (когда юная графиня в порыве восторга вскрикивает «обалдеть» – это даже очаровательно).

На данный момент «Выстрел» – сама классическая из четырех постановок цикла. Решенный малыми силами – на сцене всего семь артистов, из которых лишь у четырех есть закрепленный персонаж – спектакль отлично укладывается в свой короткий (час десять) хронометраж и не успевает затянуться. Здесь нет в отличие от остальных постановок авторской додумки к основному сюжету, нет отсебятины и, надо сказать, это прекрасно! Легкая, красивая работа, хорошая как программный спектакль для школьника, так и просто как приятный вечерний досуг взрослого человека.

Билеты

Текст Ольга Шишорина