READING

«Заповедник» в Театре имени А.С. Пушкина: маленьки...

«Заповедник» в Театре имени А.С. Пушкина: маленькие трагедии граждан ушедших эпох

Спектакли по произведениям Сергея Довлатова в московских театрах можно пересчитать по пальцам одной руки. Хотя интерес к творчеству писателя с каждым годом только возрастает, однако, за постановки берутся единицы. Тем радостнее и ярче воспринимается каждая премьера. Так, в Московском драматическом театре имени А.С.Пушкина в начале декабря состоялась премьера спектакля “Заповедник” по одноименной повести Сергея Довлатова. В связи с пандемией премьера была перенесена (кажется, эта оговорка подходит в нынешнем году едва ли не к каждому новому спектаклю) с сентября на декабрь 2020 года. Ожидание подогрело интерес. И неспроста. Сохранив ироничный тон повествования, общее философское отношение к жизненным явлениям, фактурное вырисовывание персонажей, – характерные для прозы Довлатова, – создатели спектакля – в первую очередь, режиссер Игорь Теплов и художественный руководитель постановки Евгений Писарев, смогли создать яркую, динамичную трагикомедию, преисполненную юмора, музыки, авторских параллелей, душевных переживаний и глубокого самоанализа.

Интеллигентный, но невезучий и к тому выпивающий писатель Борис Алиханов (Павел Баршак) берет паузу, чтобы отдохнуть от творческих неудач и неурядиц в личной жизни и немного подзаработать, приезжает из Ленинграда в музей-заповедник Пушкина в Псковскую область. Здесь, где Пушкиным “живёт и дышит” буквально каждый уголок, “каждая веточка, каждая травинка”, Алиханову открывается дивный местечковый мир с экзальтированными сотрудницами заповедника, чудаковатыми экскурсоводами, толпами любопытствующих туристов и колоритными местными жителями. Побег в Михайловское не стал для Бориса спасением, но позволил отвлечься на ежедневную рутину заглянуть в себя, провести параллели со своим прошлым и, казалось бы, набраться сил, чтобы продолжить писать и жить.

В этом полусказочном мире, созданном вокруг и по причине гения русской литературы, Алиханов встречается с самыми разнообразными персонажами, которые отражают специфику и колорит советского общества семидесятых: преданные своей профессии сотрудницы музея, проявляющие интерес к вновь прибывшему кавалеру (то есть самому Алиханову) – Галина, Аврора Людочка; выпивающие гиды – инфантильный псевдоинтеллигент Митрофанов (Алексей Рахманов) и суетливый пройдоха Потоцкий (Александр Анисимов), хрестоматийные деревенские пьяницы – Толик, без определенного рода работы, и “дружбист” Михаил Иваныч (Владимир Майзингер), промышляющий в области лесничества и сдающий комнату Алиханову.

Начиная было привыкать к новой роли и новой жизни, Борис получает от жены известие о ее решении эмигрировать из Союза вместе с их дочкой. В довесок к проблемам с долгами, издателями (отказывающимися печатать сочинения писателя) и эпизодическим пьянством, Алиханов становится объектом пристального внимания органов государственной безопасности.

Спектакль “Заповедник” – о любви к человеку в широком смысле и о вере в лучшую судьбу. Это постановка, пронизанная идеями гуманизма, ведь её сердце – это человек, писатель, творческая личность, отвергаемая “системой”, издателями, женой. Алиханову претит культура, применяемая, по сути, культом (в данном случае, культом Пушкина). Он не понимает, как можно постоянно напоказ обнажать свои чувства, пусть и самые благородные, по отношению к “солнцу русской поэзии”, выпячивать свою любовь, в которой, казалось, в заповеднике многие буквально соревнуются, ведь для Алиханова “любить публично – скотство”. Нет-нет, да и топит Борис свою печаль и отчаяние в вине и прочих напитках, испытывая иногда приступы озарения, во время которых видится ему Пушкин. Настоящий, осязаемый, реальный настолько, что перестают быть просто фигурами речи восторженные фразы Гали и Марианны Петровны о том, что в Михайловском всё дышит Пушкиным и он везде.

По словам режиссера спектакля Игоря Теплова, “Заповедник” – спектакль о любви: “к женщине, к профессии, к своей стране, к родному языку”. Для внутреннего диалога главного героя и развития сюжетной линии Алиханова и его жены в спектакле задействованы актерские дуэты “Алиханов” – “Алиханов в юности” и “Татьяна”- “Татьяна в юности”, мол, посмотрите, куда приводят мечты, довольны ли вы тем, кем стали, куда делись те молодые, влюбленные и смелые Борис и Татьяна?..

Как в большинстве произведений Сергея Довлатова, прототипом Алиханова стал он сам. Довлатов работал в 1976-1977 годах экскурсоводом в “Михайловском”, имел проблемы с алкоголем, его попытки напечататься в официальных изданиях в СССР почти всегда оканчивались неудачей, писатель публиковался в самиздате, а попытка издать первую книгу широким тиражом была пресечена по инициативе КГБ. Жена и дочь Довлатова эмигрировали без него, лишь спустя полгода, в 1978 году, после их отъезда Довлатов смог эмигрировать в США, где наконец стал свободно издаваться. Автобиографичность в спектакле подчеркивается в одной из финальных сцен, когда молодой гид в заповеднике начинает рассказывать о комнате Довлатова, в которой он жил, пока работал в Михайловском экскурсоводом. В этот момент дискурс активно и окончательно меняется с пушкинского на довлатовский, создается ощущение, что весь спектакль был собственно посвящением Довлатову.

Творческий кризис, самоанализ, разбор неудач, преследующих в семейной жизни, работе и общении с окружающими, нежелание примиряться с посредственностью, серостью внешнего мира, в котором абсурд и профанация заменили настоящую жизнь, попытки нащупать правильные ответы на вопросы (в том числе в своих “сеансах общения”, видениях Пушкина), быть может, найти новый вектор созидания – трагедия советского писателя разворачивается на сцене в декорациях ушедшей эпохи. Воссоздание примет и быта этой эпохи в “Заповеднике” имеет характер гармоничной стилизации, к которой создатели спектакля подошли с заботой и иронией.

Всё – от костюмов до печатной машинки, от разнообразной аппаратуры до бутылок с горячительными напитками, от чемодана Алиханова до его наручных часов, – всё это свидетели Здесь мелькает конный портрет Пушкина, здесь таскают в нежных девичьих объятиях бюст Пушкина, здесь стремительно меняются картины привокзального кафе и музея-заповедника, комнаты в доме Иваныча и кабинета КГБ, аэропорта и просторов Пушкинских гор, кабака и пионерского выступления – зачастую шумно,многолюдно и почти празднично. ВИА “Маленькие трагедии” – студенты курса Евгения Писарева – исполняют песни советской эстрады, отвечая за музыкальное сопровождение спектакля, – и получается это одновременно свежо, задорно и ностальгично.

Отметим, что было бы не верным считать “Заповедник” спектаклем только для поклонников Довлатова. Ироничный и динамичный стиль повествования, интересная литературная основа, прекрасный живой, подлинный язык (включая, конечно, и ненормативную лексику, поэтому спектакль имеет возрастной ценз 18+), которым только и можно описать без прикрас все тяготы жизни Алиханова и в точности передать колорит его окружения, прекрасная актерская игра (в спектакле задействована треть труппы Театра!), калейдоскоп харизматичных персонажей, музыкальное сопровождение, оригинальная сценография – всё это залог успеха спектакля для широкой зрительской аудитории.

В уходящем 2020 году исполнилось 30 лет без Сергея Довлатова, в 2021 году будет 80 лет со дня рождения писателя.

Билеты

Текст Алена Азаренко