READING

«Месяц в деревне»: много сена, дождь и сплошь мере...

«Месяц в деревне»: много сена, дождь и сплошь мерехлюндия

Вслед за «Чайкой» в репертуар МХТ в новом прочтении возвращается еще одна знаковая для этого театра вещь. «Месяц в деревне», который в 1909 году поставил К.Станиславский и сам в нем сыграл Ракитина, теперь представлен на сцене в Камергерском в видении Егора Перегудова.

Перед началом спектакля зрителям в партере раздают пледы, а описание на сайте заранее предупреждает о том, что людям с аллергией на сено стоит задуматься перед покупкой билетов. И правда, нас ждут бескрайние поля с натуральным сеном (о этот дивный запах в конце декабря), проливной дождь почти все время спектакля и другая атрибутика жизни в деревне. Но все это явится взору зрителя лишь после поднятия легендарного занавеса. До этого мы еще успеваем познакомиться со всеми персонажами Тургенева: все они поднимаются на сцену, буквально пара фраз и каждый образ очерчен.

фото А. Иванишин

Доктор Шпигельский (прекрасный, саркастичный Павел Ворожцов) везет свою паству изолироваться в деревню, на месяцок, а может и больше. Медитация на лоне природы, «дышать полынью», прогулки по просторам и стакан молока перед обедом из рук раскованной крестьянки – один за одним персонажи переодеваются в макинтоши и соединяются с природой. Аркадий Сергеич Ислаев (Александр Усов) возглавляет эту порой восторженную шеренгу, здесь, в деревне он находит миллион дел, он полностью и простодушно счастлив. Герой Александра Усова отвечает в спектакле за комическую линию: нельзя смотреть на этого неловкого восторженного человечка без улыбки. Его экзальтированная жена, Наталья Петровна (Наталья Рогожкина), приезжает в деревню нехотя и долгое время не может почувствовать себя на месте. Старшему поколению здесь в целом не очень уютно: Ракитин (Эдуард Чекмазов) так просто является при бабочке и с большим удивлением смотрит на быт новоявленных деревенских. Молодежь, наоборот, сразу же бросается в этот омут (читаем – сено) с головой. Верочка (Надежда Калеганова) и студент Беляев (Кузьма Котрелёв) носятся под дождем как дети, катаются на велосипедах и готовятся запускать воздушного змея.

фото А. Иванишин

Краткое содержание «Месяца в деревне» не хочется пересказывать. Канонический сюжет Тургенева сохранен, но словно выкручен на максимум. Скрытое и завуалированное становится явью, платоническое – плотским. Знакомая «тургеневская барышня» сначала является нам как девочка-пацанка, угловатый подросток со стрижкой под горшок, а затем резко пробуждается женщиной. Треугольник Ракитин-Ислаевы постоянно напоминает о треугольнике Тургенев-чета Виардо (эта ассоциация почему-то явно прослеживается лишь во взрослом возрасте, а в школе категорически не воспринимается).

фото А. Иванишин

Наталья Петровна никогда не достигнет состояния покоя, она раздражена, истязает себя ежеминутно, мучает себя и окружающих. Самые пространные внутренние монологи – ее, сломать мир вокруг – снова она. Ревнивая, истеричная, она не вызывает ни толики сочувствия, и порой хочется, чтобы сценического времени у персонажа Рогожкиной было поменьше. Внутренние монологи персонажей в целом слабая сторона спектакля, их слишком много, и они каждый раз ставят действие отличной комедии на вынужденную паузу. Здесь хочется надеяться, что как спектакли Юрия Бутусова имеют свойство меняться во времени, так и в целом очень любопытный спектакль Егора Перегудова подтянется в хронометраже и перестанет провисать на лирике. Ведь он уже полон чудесных, четко отточенных миниатюр (взять хотя бы сцену сватовства доктора к Лизавете Богдановне или каждое появление помещика Усова), и его старший брат – самый большой хронометраж в текущем московском репертуаре – «Однажды в Макондо» – идеален все свои шесть субботних часов.

фото А. Иванишин

Дождь вечен, он льет на разбросанное по сцене сено, а все вокруг восторгаются прекрасной погодой и делают моцион. Хочется спросить: «Бэрримор, что это за вой на болотах» и услышать в ответ что-то про русскую интеллигенцию.

Билеты

Текст Ольга Шишорина