READING

История одной нелюбви. О том, как «Современник» ос...

История одной нелюбви. О том, как «Современник» осовременил известную всем и каждому пьесу советских времен

В начале 80-х гг на экранах советского телевидения вышел потрясающий фильм с известными и любимыми актерами и запоминающимся названием «Фантазии Фарятьева». По сюжету возрастной нескладный стоматолог Павлик Фарятьев на посиделках влюбился в девушку по имени Александра (она любила имя Шура). Влюбился потому, что ему показалось «буквально минуту она смотрела на него с какой-то особой любовью в глазах». Фильм был принят зрителем не только потому, что Андрей Миронов выступил здесь не как комический актер, но прежде всего потому, что это был своего рода спектакль на экране.

Всего 5 героев, скромные реалистичные декорации, длинные монологи и много драмы. Конфликт интересов оказался обыденным и понятным. Взаимности от Шуры стоматолог не получает, зато в него влюбляется сестра-подросток Любочка. Все это сопровождается переживаниями, стрессом и активным вмешательством родственников с обеих сторон.

Фарятьев был задуман как персонаж не от мира сего: очень лиричный, ранимый, философствующий и оторванный от реальности, в то же время решительный и готовый жениться. Именно за эти качества его не любит Шура. Именно за эти качества в него влюбляется Любочка.

Что вы увидите на малой сцене «Современника» сегодня?

Во-первых, взгляд молодого режиссер (Г. Суркова) на то, какие «фарятьевы» бывают в нынешней реальности. Если вы смотрели на YouTube шоу «Внутри Лапенко», знайте – они именно такие. Их оторванность от мира и нескладность – не раздражающая, она умилительная и смешная, безобидная и вовлекающая. Фарятьев в исполнении Ильи Лыкова вышел очень колоритным. Его не забудешь, его повадки улыбают. Его диалоги держат внимание, его занудство очень гармонично, его хочется обнять и погладить по голове. Но не пожалеть … нет. Он настолько увлечен собой, что не особо страдает даже в финале.

Героиня Александра (Татьяна Лялина) – зажатая, напряженная девушка, слегка раздражающая, слегка отталкивающая. Что-то нудное брянькает на пианино. Быстро меняет свои решения. Не договаривает сути. Хочет быть «сама –сама», но в то же время очень нуждается во внимании мамочки. Особое удовольствие получает перенося свои переживания брошенной девицы на Павлика Фарятьева и маму.

Сестра Люба (Ксения Чигина) – бунтующая девочка- подросток, которую штормит от любви до ненависти в один шаг. Она конкурирует с Шурой, она чайлд фри. Она сторонница ранней сепарации от родителей. Она по сравнению с утонченной капризной Шурочкой – настоящий плохиш. Влюблена в Фарятьева не во благо, а вопреки. Потому ей так же, как и ему, нравится рассуждать про инопланетный разум и наивысшее предназначение человечества. А еще потому, что он так настойчиво добивается старшей сестры. Вот кто на самом деле самые колоритные персонажи, – так это мамочки. Точнее мамочка и тетушка (Инна Тимофеева, Марина Хазова). И той и другой хотелось бы пристроить своих чад как можно скорее. Одной по практическим соображениям, второй – по эмоциональным. Женщины из разных миров и разных убеждений, но с одинаковыми целями: вместе и Павлику, и Шуре будет лучше.

Это ОНИ решают, где не сложившаяся по сути пара будет жить. Это ОНИ решают, когда чета Фарятьевых организуют ячейку общества. Это ОНИ наряжают в подвенечное платье и вышитый бисером смокинг мужчину и женщину, заранее обреченных на расставание. ОНИ ведь безумно любят своих чад и хотят им только хорошего. ОНИ готовят салаты. ОНИ планируют переезды. ОНИ пытаются реализовать в детях то, чего не хватило когда-то им самим.

Что сохранил режиссер? Конфликт отцов и детей и непростые взаимоотношения между мужчиной и женщиной.
Что изменил режиссер? Превратил глубокую загадочно-философствующую фигуру Фарятьева в комичную оболочку.
После спектакля осознаешь, что любые крайности всегда плохо. Много расчета и эгоцентризма – плохо.
Много любви и самопожертвования – тоже плохо. Много ума и фантазий – горе. Отсутствие разума и первобытные инстинкты – весьма неприятно. А еще хороший вывод для взрослых приходит на ум: «хочешь счастья своим детям – займись своей собственной жизнью».

Билеты

Текст Олеся Смирнова

фотографии предоставлены пресс-службой Театра Современник