READING

«Это все она» в Центре драматургии и режиссуры: ма...

«Это все она» в Центре драматургии и режиссуры: мать, сын и их выбор – упасть в пропасть или остаться на краю

22 октября 2020 года Центр драматургии и режиссуры (ЦДР) представил спектакль «Это все она» режиссёра Филиппа Виноградова по одноимённой пьесе современного белорусского драматурга Андрея Иванова. Спектакль рассказывает историю отношений матери и сына-подростка, где нет места любви и взаимопониманию. Герои воспринимают каждое событие их жизни с диаметрально противоположных точек зрения. Два совершенно разных персонажа – два сценических пространства, две музыкальные линии.

Зрители попадают в абсолютно странное пространство зала и рассаживаются на подушках на подиуме, но они не знают, что уже оказались на стороне кого-то одного, матери или сына. Они сразу среди нас, зрителей, но мы не догадываемся об этом. Все начинается внезапно, и ты сразу погружаешься в атмосферу накала эмоций и чувств. Буквально с первой минуты. И дальше с каждым монологом тонешь в болоте непонимания, ненависти и боли. А если происходящее затрагивает твои личные чувства, которые были испытаны ранее или есть в душе сейчас, то слезы осознания, принятия или неприятия неизбежны.

В сценическом пространстве есть двое: она, мать (Светлана Кочеткова), и он, сын (Василий Никитин). Еще есть бас-гитара (Алексей Потапов) и виолончель (Мария Любимова). И их роль – это не просто музыка.

Трагедия этой несчастной семьи в том, что со смертью мужа в матери извратились семейные роли. Она заменила пустое место сыном – она общается с ним не как мать с ребёнком, а как женщина со своим мужчиной, при этом эти отношения – абсолютно невротические. Она «играет» с ним в эти взрослые игры: встреть меня, открой мне дверь, спроси, как прошёл мой день… При этом внутри у неё такая пустота, которая не позволяет ей не то что понять, но даже заметить, что у сына глубочайшая травма, она не видит, как он несчастен. Она погружена в своё горе и не способна проявлять истинные материнские чувства. Она пробует наладить контакт, исполнив детскую мечту сына, но даже это приводит совсем к другому результату, ведь сын уже не ребенок.

Мальчик же, со своей стороны, чувствует боль утраты отца, и мать, по сути, он тоже потерял – потому что она больше не ведёт себя с ним как мать. Она совершает странные, фальшивые, наигранные попытки «наладить контакт», за которыми не стоит ничего, кроме стремления опять испытать боль.
Она намеренно провоцирует подростка, который как голый нерв или раненый зверь. И он не может реагировать на неё по-другому, потому что он чувствует фальшь.

Сына оправдывать тоже не стоит – он также слепо мечется в своём личном аду, не замечая или не желая замечать, что рядом человек, которому так же больно, как и ему. Но он ребёнок, у него отсутствует жизненный опыт, и он находится в самом стрессовом возрасте, когда гормональные бури раскачивают психику и без жизненных трагедий.

Мать настолько далека от сына, что начинает думать о том, что возможно он наркоман или гей. Пытаясь выяснить это, она изучает молодежный сленг и создает страничку в ВКонтакте для несуществующей девушки Тоффи. С этой Тоффи сын начинает общаться в Сети, доверяя ей и открывая свои чувства. То есть в реальной жизни мать с сыном общаться не могут совсем, а в Сети у них полное взаимопонимание и даже любовь. Да, сын влюбляется в Тоффи и признается ей в любви. И почти сразу после этого он слышит разговор матери с подругой, в котором она хвастается своими успехами в общении с сыном по Сети, и все понимает.

То, что совершила мать – чудовищно. Непростительно. Жестоко и абсолютно страшно. Она умудрилась раздавить в подростке веру в Абсолютную Любовь: чистую любовь матери и романтическую любовь девушки. Он почти одновременно лишился всего: отца, матери и любимой девушки. Сомнений быть не может. Виновата только ОНА, мать.

Спектакль «Это все она» – спектакль с открытым финалом. Но неужели он может быть счастливым? Для героев спектакля точно нет, но он может заставить зрителей остановиться, задуматься и пережить финал со счастливым концом во взаимоотношениях со своими детьми.

18+

Билеты

Текст Катерина Брушлинская