READING

Фаина. Эшелон – документальная семейная исто...

Фаина. Эшелон – документальная семейная история на сцене Школы современной пьесы

В год 75-летия Победы в Великой Отечественной Войне Иосиф Райхельгауз поставил документальную пьесу по рассказам своей матери Фаины. В очень личной постановке играет одна актриса – Елена Санаева. В зале стоят столы и маленькая кухня, на которой героиня готовит борщ по своему фирменному рецепту. Этот борщ в Одессе ели знаменитые актеры и деятели искусства, например, Булат Окуджава.

Вот так, на большой кухне, зрителям предстоит узнать страшную и трогательную историю семьи, пережившей ужасы войны. Спокойно, без пафоса и слезовыжимательных сцен, с минимальной, но такой точной сценографией за полтора часа сценического времени, вам предстоит проверить свою эмпатию и нервы на прочность. Не секрет, что евреям во время войны пришлось особенно нелегко, но героиня не делает на этом акцент, рассказывая и про русских, и про украинцев. Через постановку проходит и образ вечно молодой матери героини, безмолвно и деликатно появляющейся на сцене время от времени.

фото А. Иванишин

На стенах зала в видеопроекциях используются документальные кадры, фото и видео материалы, а история, подобно снежному кому обрастает подробностями. Сценография проста, но в то же время очень точна – столы, за которыми сидят зрители установлены на специальном помосте, который превращается в поезд эшелона, уносящего героиню в эвакуацию. Стук колес, покачивание вагонов и обстрел, который не суждено было пережить родителям героини.

За время спектакля зритель и улыбнется, и поплачет, и будет бесконечно благодарен за эту искренность и силу, которые сосредоточены в одной женщине. Елена Санаева не играет, а проживает свою роль. В какой-то момент, создается ощущение, что даже режиссер видит в ней свою мать, а текст не является выученным, а просто и спокойно идет от сердца актрисы, рассказывающей свою собственную историю.

фото А. Иванишин

Для создателей спектакль получился очень личным, но и для каждого зрителя история обязательно откликнется таким же личным воспоминанием и переживанием. Внутри этой большой кухни собираются очень разные люди-зрители, у каждого своя история, но на полтора часа спектакля, текст становится будто общим, переживания героини так понятны, что равнодушие – последняя эмоция, которую можно увидеть в зрительном зале. Поэтому когда действие оглушительно заканчивается, становится непонятным как аплодировать тому гениальному воплощению простого, но мощного замысла, свидетелем которого мы только что стали.

И вот тут героиня с помощниками сцены начинают угощать зрителей тем самым борщом, который так старательно и внимательно варился на ваших глазах. Только не все смогут съесть вкусное и такое интернациональное блюдо – слишком велик ком, который встает в горле. Хочется кричать от несправедливости военного времени, загадывать одно единственное желание: хоть бы больше никогда не было войны и ни один человек не встал перед выбором – потерять человечность ради спасения собственной жизни или потерять жизнь.

фото А. Иванишин

Но самое главное, что есть в спектакле и чего так не хватает многим современным постановкам и фильмам на данную тему – это невероятная любовь в сердце, которая разрастается в течение всего действия и в конце заполняет уже весь зал. Так хочется обнять актрису и режиссера, сценографа и всех работников сцены и театра и разделить вместе с ними эту боль, которую может излечить только самое светлое чувство внутри человека.

фото А. Иванишин

Обязательно возьмите на спектакль маму, папу, бабушку, детей. Во время, когда из ужасов Великой Отечественной Войны делают орудие пропаганды, такого спектакля очень не хватало. Он расставит все точки над i и сделает это так легко, естественно и по-домашнему, как сварить борщ на собственной кухне.

Билеты

Текст Карина Чаплинская