READING

«Дуб Майкла Крейга Мартана» – запутанная постановк...

«Дуб Майкла Крейга Мартана» – запутанная постановка «без постановки» от Ильи Мощицкого

Центр имени Мейерхольда – театр, всегда остающийся на острие современной повестки. Не первый год тут организуется фестиваль NONAME, который открывает широкому кругу зрителей режиссеров, известных пока в узких кругах. Но поверьте, завтра о них заговорят!

В самом начале действия к зрителям выходит режиссер и рассказывает о том, что мы видим на видеопроекции. Это работа «Дуб», которая представлена в британском музее Тейт. Мы видим стакан воды, однако автор работы, Майкл Крейг Мартин, объясняет почему перед нами дерево дуба.

Эта ремарка в начале является ключом к разгадке запутанного действия, происходящего на сцене. Режиссер вызывает добровольца, который будет участвовать в создании спектакля прямо на сцене на глазах у зрителей. Сразу оговоримся, что если вы женщина – к участию вас не пригласят, потому что в действии участвует персонаж-мужчина. Режиссер дает зрителю текст, просит читать реплики, вставляя ремарки о том, с какой интонацией нужно читать ту или иную реплику, происходит череда различных действий, сюжет закручивается, но в какой-то момент связь между выдумкой и реальностью теряется. Зрители перестают понимать, что правда, а что вымысел и какое место доводится им в этой постановке.

В какой-то момент стирается и понимание того, актер ли перед нами или все-таки зритель из зала. А текст и происходящее на сцене играют в интересную игру с разумом и восприятием. Вот вроде бы ты понимаешь, что идет чтение реплик с листа, а вот уже будто личная история смешивается с театральным действием.

Итог: вскинутая в недоумении бровь, ощущение, что тебя и твои ожидания обманули, но в то же время очень странное щемящее чувство, будто ты прикоснулся к современному искусству, тебя даже сделали его частью. Эти ощущения внутри бродят будто дрожжи в опаре. И все ждешь и ждешь, когда же из этих дрожжей будет готов свежий, ароматный и такой понятный хлеб. Но этого так и не происходит. Парадокс, о котором режиссер говорит в начале: расщепление восприятия и зрения; это то, что не дает собрать пазл воедино. Органами чувств мы увидели, услышали, почувствовали одно, но нашему сознанию и мозгу дают другие вводные.

Очень любопытное ощущение беспомощности и желания поскандалить о том, что нас, зрителей, и наши ожидания обманули. Как так можно? Ведь мы пришли увидеть спектакль, мы хотим развлечения, пищи для ума, игры актеров, текст, в конце концов. Но ведь это все было и есть в спектакле, просто нужно позволить себе увидеть и почувствовать больше, чем в привычном театральном пространстве.

Постановка еще будет появляться в репертуаре театра и у зрителей есть редкая возможность почувствовать себя в растерянности и непонимании, но в то же время ощутить твердую уверенность в том, что прикоснулся к настоящему кусочку современного искусства. Если пока не готовы расширить собственные границы и выйти из зоны зрительского комфорта – повремените, но все таки решитесь сходить и увидеть это своими глазами.

Билеты

Текст Карина Чаплинская


INSTAGRAM
ldq.theatre