READING

«Дикарка» в Маяковке: свежо, весело и жизненно: кл...

«Дикарка» в Маяковке: свежо, весело и жизненно: классическая комедия по пьесе Островского

В Театре Маяковского состоялась долгожданная премьера спектакля Юрия Иоффе «Дикарка» по пьесе Александра Островского в соавторстве с Николаем Соловьевым. Первые показы были назначены еще на начало апреля, но, как произошло со всеми другими весенними премьерами, спектакль пришлось отложить. И вот, спустя год подготовки, комедия увидела своего первого зрителя.

Примечательно, что пьеса изначально носила драматический характер с оттенками трагедии. Именно такой ее создал Николай Соловьев. За два года Островский переделал драматическую пьесу в комедию, хотя саму историю «Дикарки» Вари в дореволюционные времена называли безнравственной и запрещали к показу на сцене.

Действие происходит в усадьбе ХIХ века, где некогда торжествовала дворянская роскошь хозяев. Когда из Европы возвращается сын богатой помещицы Анны Степановны Ашметьевой (Надежда Бутырцева/Людмила Иванилова), родной дом представляется ему скучнейшим местом на всем белом свете. Александр Львович, наследник рода Ашметьевых (Евгений Парамонов), намеревается как можно скорее покинуть безрадостные места. Его жена Марья Петровна (Зоя Кайдановская/Наталья Коренная), которую сам Александр считает сумасшедшей и уже давно не испытывает к ней любовных мук, решает задержать супруга весьма неординарным способом. Она знакомит его с озорной 16-летней Варварой. «Дикарка» и уже немолодой дамский угодник быстро находят общий язык, Варя смешливо называет его «папкой», а вскоре и вовсе влюбляется по уши. Для него же это «последняя шалость, которую можно позволить».

Проходит немного времени, и сам Ашметьев с удивлением замечает в себе признаки ревности, когда поблизости появляются ухажеры Вари. Один из них — молодой помещик Дмитрий Андреевич Мальков (Макар Запорожский/Всеволод Макаров), который в постановке представлен как символ «новой элиты» в России. Сегодня этого героя назвали бы бизнесменом: он знает, чего хочет, более того, понимает, как этого достичь. В конце концов, так оно и происходит.

фото Сергей Петров (Пресс-служба Театра Маяковского)

Отец Вареньки намерен удачно выдать замуж непослушную дочь за чиновника Виктора Васильевича Вершинского (Игорь Евтушенко). Однако юная особа категорически не согласна с выбором: жених раздражает ее своим чопорным и напыщенным видом.

Нелепая интрижка меняет судьбы всех героев пьесы. Марья Петровна уходит от неверного мужа и, наконец, становится хозяйкой своей жизни. Александр же, потеряв некогда близких ему людей, продает молодому помещику часть своих владений и удаляется обратно в свою праздную жизнь. Варя и Мальков играют свадьбу на глазах у изумленного отца девушки.

Особое внимание хочется уделить актерскому составу. Герои спектакля продуманы до мелочей, и очаровывают зрителя с первых минут. Заслуженный артист России Евгений Парамонов, играющий в постановке стареющего ловеласа, увлекает своей ироничной игрой. Точно передан характер Ашметьева: в ходе спектакля успеваешь полюбить героя Парамонова, понять и где-то разделить его отношение к жизни, а потом и вовсе увидеть в нем истинную сущность запутавшегося человека. Анастасия Дьячук изумляет детской непосредственностью, буквально соединяясь со своей «Дикаркой». Актриса даже не побоялась проститься с волосами ради полного вхождения в роль Вареньки.

фото Сергей Петров (Пресс-служба Театра Маяковского)

Этот спектакль идеально вписывается в сегодняшнюю реальность. Во-первых, вряд ли в наше время его можно назвать аморальным, каким считали в годы создания и выпуска пьесы. Во-вторых, после всемирной паузы из-за карантина, зрителю полезно расслабиться и от души посмеяться над комедией, при этом наслаждаясь потрясающей игрой актеров, продуманными костюмами прошлой эпохи и красивыми декорациями на сцене.

Билеты

текст Татьяна Носачева