READING

Заседание «Большой тройки» в Малом театре: жизнь з...

Заседание «Большой тройки» в Малом театре: жизнь замечательных людей

В наступившем сезоне Малый театр выпустил премьеру – спектакль под двойным названием “Большая тройка (Ялта-45)” – к 75-летию великой Победы. Название говорит само за себя: перед нами реконструкция встречи трех гигантов XX века, собравшихся вместе, чтобы решить судьбу мира. Февраль 1945 года, Ливадийский дворец, конец войны уже очевиден, маршал Сталин принимает союзников премьер-министра Черчилля и президента США Рузвельта. На сцене народные артисты России: Сталин – Василий Бочкарев, Черчилль – в паре Борис Невзоров и Валерий Афанасьев, Рузвельт – Владимир Носик. Изначально на роль Рузвельта также были заявлены два артиста: кроме Носика роль 32-го президента США должен был играть Борис Клюев, безвременно ушедший 1 сентября этого года. Нынешняя премьера посвящена его памяти.

В основе пьеса шведского драматурга Лукаса Свенссона «Ялта». Первые разговоры о постановке в Малом были еще в 2017 году, тогда у руля был иной режиссер, а одну из трех ролей должен был играть художественный руководитель театра Юрий Соломин. И вот сентябрь 2020 года – премьера спектакля Андрея Житинкина в соавторстве с давним коллегой художником Андреем Шаровым.

Перед нами мужская история, в ней нет ни единого женского персонажа: лишь пару раз позвонит Элеанор Рузвельт, но ее голос мы не услышим, да будет рассказана история взаимоотношений ординарца Сталина Алексея и его жены.

Спектакль начинается с хроники тех событий: вот приземляются самолеты союзников, вот их овальный стол, за которым больше недели будет решаться судьба мира, а вот та самая историческая фотография трех вождей, легшая в основу памятника, стоящего у Ливадийского. И слова Сталина: “Самое главное – обеспечить хотя бы на полвека стабильный мир на Земле, чтобы не было новой мировой войны”.

Сцена ненавязчиво превращена в Ливадийский дворец, на заднике плещется суровое февральское море. Одна за одной появляются комнаты главных героев: сначала не выпускающий из рук стакана и пишущий свое обращение к нижней палате Черчилль с адъютантом Смитом, затем Рузвельт, обманчиво рассеянный и мечтательный, с ординарцем Генри, и, наконец, комната Сталина с хорошо узнаваемым зеленым торшером. Лишь его ординарец Алексей даже не пытается говорить со своим начальником на равных.

В спектакле нет портретных сходств, есть лишь знакомые каждому признаки: прищур Черчилля и неизменная сигара, инвалидное кресло Рузвельта и его любовь к кино, характерный акцент и выправка Сталина. И это прекрасно, что весь остальной образ у каждого создается мастерством актера, а не накладными черными усами генералиссимуса, например, которые были бы видны на балконе. Мощь образов чувствуется сразу: три народных на сцене – это своеобразный гарант.

Особая удача спектакля и пьесы, что создатели не пытаются решить сами и навязать нам, кто был прав, кто сильнее и чья сторона в итоге выиграла. Перед нами пересказ событий, в которых у каждого своя правда и своя задача, и за ее решением интересно и волнительно наблюдать. Перед нами живые люди со своими страхами, сложностями, дурными привычками и характерами. Кроме трех главных линий есть еще три линии ординарцев. Каждый из них становится не просто тенью за спиной лидера страны, а полноправным участником истории со своей собственной точкой зрения.

Кажется, получился очень важный спектакль: это та часть истории, которую нужно знать и хорошо бы гордиться, отлично воплощенная на сцене.

Билеты

Текст Ольга Шишорина


INSTAGRAM
ldq.theatre