READING

«Ложные признания»: так ли важно, с чего начинаетс...

«Ложные признания»: так ли важно, с чего начинается любовь?

Изначально премьера «Ложных признаний» должна была состояться в начале апреля, но вынужденная пауза привела к тому, что полностью собранный спектакль по словам создателей за август изменился и теперь мы видим его новую редакцию.

Перед нами история богатой вдовы Араминты в чей дом поступает на службу секретарем юноша Дорант. Он беден как церковная мышь, но очень красив. А еще – влюблен в Араминту. Или же – решительно настроен ее завоевать. Главная прелесть пьесы в том, что ее герои ведут себя так, что вычленить их настоящие мотивы почти невозможно. Дядя Доранта не знает о планах племянника и хочет устроить его брак с компаньонкой Араминты, а матушка вдовы ведет свою игру – хочет сделать дочь графиней. Непонятно, нужна ли самому графу красавица-жена или так просто легче решить имущественный спор. Все слишком запутанно.

«Ложные признания» были написаны Мариво в 1737 году. Текст кажется современным, но в постановке использован тот же самый перевод, в каком ее играли в Малом театре под названием «Обман во время любви» и смотрел сам Пушкин. Убрали лишь «кудрявости» языка, и оказалось, что история все так же актуальна. И даже приобрела новые краски.

Постоянный соавтор Евгения Писарева, художник Зиновий Марголин, создал очень аскетичную сценографию. Салонная французская квартира напоминает по эстетике скандинавский дом, лаконичный, полный простоты и при этом загадочности. В тон ему костюмы Александры Феодосьевой-Сошальской: каждый образ выверен до деталей. Строгие костюмы Араминты (Исакова) сменяются в конце легким воздушным платьем, ее матушка (Алентова) в блеске логотипов и позолоты являет собой карикатурный образ светской львицы на пенсии, а «скользкий уж» Дюбуа (Заводюк) – стилиста и махинатора. Визуальная канва завораживает, она красива и проста одновременно.

И вот перед нами современная жизнь, со знакомыми нам проблемами и сомнениями. Страх любви, нежелание одиночества, скрытая чувственность – все это потихоньку заполняет сцену и зал.

Как смеется режиссер спектакля Евгений Писарев: «в этом театре было хорошо с женщинами со времен Александра Таирова…я же всегда ставил мужские спектакли, а тут впервые нашел пьесу, где понял, что хочет женщина. Или стал взрослее».

Здесь и правда нежный, хрупкий подход к женщине. Удалось избежать иронии и просто встать на ее месте, почувствовать ее желания. И пусть, повторюсь, ты не можешь доверять искренности ни одного персонажа, все равно флер любви и радости окутывает. Он же составляет основное послевкусие. Героини Виктории Исаковой (Араминта) и Анны Бегуновой (Мартон) борятся за любовь, каждая в своей степени отчаянности. Роскошная госпожа Аргант в лице Веры Алентовой в любовь не верит точно, просит сохранять социальную дистанцию и заинтересована лишь в том, чтобы «селфи» ее жизни и жизни дочери были высшего качества. Алентовой в спектакле мало, и это немного расстраивает. Ее героиня, слишком эффектная и карикатурная, гораздо больше сценического времени.

Еще одна звезда спектакля – Андрей Заводюк, который вывозит на себе всю интригу и очень хорош в образе манерного интригана. Это настолько отточенный образ, что, как и в случае с Алентовой, следишь с восторгом за каждым движением.

По словам Писарева, здесь нет конфликта между карьерой и любовью. Современное поколение успешно сочетает оба и больше не выбирает. Возможно, поэтому на роль Доранта и взят недавний выпускник мастерской Брусникина, а ныне артист театра Пушкина Фёдор Левин. В постановке встретились все возраста, и составили успешный гармоничный ансамбль.

Спектакль получился почти медитавным: он неспешен, малоэмоционален и работает на полутонах. Почти в каждой сцене заложены один-два смешных момента, но в целом это больше меланхолия чувств, чем комедия. Пьеса невесела, но в этом ее очарование.

Билеты

Текст Ольга Шишорина