READING

«И никого не стало» — красивый детектив в стиле Го...

«И никого не стало» — красивый детектив в стиле Голливуда 40-х годов на сцене Московского театра Олега Табакова

«One little Injun livin’ all alone,

He got married and then there were none.»

Наверное, любая театральная критика, отзыв театрального блогера или простого зрителя этого сентября будет начинаться с ожидаемого упоминания беспрецедентной паузы, на которую ушел весь мир в этом году, который мы уже никогда не забудем. Я тоже не стану исключением, прошу понять и простить.

Не только потому, что само по себе возвращение в «живой» театр после столь длительного перерыва, несмотря на все новые ограничения и непривычные реалии, явление волнительное. Будто долго-долго был в разлуке с родительским домом и вот вернулся, слегка побитый и не сломленный, в родной двор. А тут, вроде бы, все, как и прежде, да не совсем. Те же качели, только вновь покрашенные. Деревья стали ниже, а песочница уже. Рядом построили торговый центр и вообще, друзья детства уже обзавелись своими детьми.

Что и как будет с театром, выходящим вместе со всей столицей из карантина, мы поймем этой осенью. Как никто не предполагал в марте, что мы почти на полгода уходим в вакуум, как никто потом не осознавал, какими последствиями все это обернется, так пока еще невозможно понять наверняка — повлияет ли пережитый опыт на репертуарную политику, на техническую работу театра, на его возможности, как сместится зрительский интерес.

По тому, как сейчас составляется репертуар на ближайший месяц крупнейшими театрами, по тому, какие премьеры в первую очередь готовятся быть представленными уже не столь широкой публике (залы заполнить театры пока не смогут просто по причине строгих требований Роспотребнадзора), я пока могу сказать одно — пугать, огорчать, шокировать, нас пока не решаются. В первую очередь нас ждут на проверенные временем хиты, старую добрую классику, красивые житейские истории, простые истины и человеческие радости.

Вот и Театр Олега Табакова выпустит в этом сентябре сразу две премьеры. Про спектакль «Старший сын» мы уже рассказывали, а Сцена на Сухаревской пополнится еще одним красочным и в перспективе популярным коммерческим хитом.

Спектакль-детектив на московской сцене явление довольно редкое. Мне, честно говоря вспоминается только «Инь и Ян» по Акунину на сцене РАМТ, а также «Свидетель обвинения» в МХТ им. Чехова и знаменитая «Мышеловка» в Театре Пушкина, оба по произведениям Агаты Кристи. К творчеству королевы детективного жанра обратился и худрук Театра Олега Табакова — «И никого не стало» это уже вторая режиссерская работа Владимира Машкова в Театре Олега Табакова после того, как он встал у его руля.

фото Ксения Бубенец

Пьеса ставится в России впервые, хотя ее сюжет знаком почти всем, даже тем, кто — бывает и такое — Кристи не читал. «И никого не стало» это переработанный самим автором для театральной сцены роман «Десять негритят». В американском издании роман, кстати, так и назывался, «И никого не стало», а десять маленьких негритят превратились в, по какой-то странной причине считавшиеся более политкорректными, десять маленьких индейцев (как предположил в своем вступительном слове Владимир Машков, «индейцы, видимо, не обижаются»). Для пьесы Кристи переписала финал, однако, сюжетная канва осталась прежней.

Итак, шикарный особняк на отрезанном от остального мира острове посреди моря. Здесь по приглашению «хозяина» дома собираются наши «индейцы» — 10 человек, когда-то якобы избежавшие наказания за совершенные ими тяжкие преступления. Голос с виниловой пластинки в граммофоне под впечатляющие раскаты грома и вспышки молний громко предъявляет им соответствующие обвинения, а потом какая-то неведомая сила начинает вершить суд — один за другим герои отправляются на тот свет согласно известному тексту детской считалочки и вместе с фигурками индейцев на каминной полке. Весьма динамично, драматично, без ненужных пауз, лирических отступлений и шанса перевести дыхание, чтобы выдумать план побега.

фото Ксения Бубенец

В зале вас не задержат надолго — рядом с черными (чистое совпадение!) манекенами, обеспечивающими социальную дистанцию, в театре вы проведете 2 часа, включая антракт. А на сцене вас не ждет ни оригинальной трактовки, ни хитро задуманных режиссером сюжетных перевертышей, ничего авангардного. Постановочная команда полностью воссоздает дух эпохи, представленной в пьесе, которая была впервые опубликована в Великобритании в 1939 году.

фото Ксения Бубенец

Автор сценографии, известный скульптор Александр Рукавишников, заполняет пространство изысканной гостиной кожаными диванами, элегантным баром, деталями стиля «модерн», а также авторскими скульптурами — тотемными животными, каждое из которых олицетворяет того или иного героя. Герои же щеголяют в шикарных костюмах, сшитых Валентином Юдашкиным (это уже его вторая коллаборация с театром после блистательной костюмной феерии спектакля «Моя прекрасная леди»). За огромными окнами террасы в арьерсцене слышен морской прибой, летают чайки, полыхает алый закат или сгущаются тучи, в нужных местах действия внезапно гаснет свет, нагнетая саспенс, а актеры, похоже, сами получают удовольствие от, пусть и незамысловатого, сюжета и возможности сыграть настоящим дружным ансамблем.

фото Ксения Бубенец

Постановка вообще получилась весьма кинематографичной — похожая на первые цветные остросюжетные фильмы, где роковые красотки сводят с ума одетых в широкие брюки и крахмальные сорочки высоких брюнетов с квадратными подбородками и неизменным стаканом виски в крепкой мужской руке.

Сергей Угрюмов, Анна Чиповская, Алена Лаптева, Евгений Миллер, Яна Сексте, Борис Плотников … на сцене в этот вечер весь цвет Табакерки. И пусть тут не разыграешь полноценный сложносочиненный характер, но это и не укор актерам в постановке, цель которой — дать вам возможность провести приятный расслабленный вечер, следя за перипетиями знакомого сюжета, калейдоскопом следующих одна за другой весьма изобретательных смертей, ну и тут и правда есть на кого и на что глаз положить таким визуальным эстетам как я.

Финал истории действительно изменен, правда, весьма условно. Не буду портить вам вечер ненужными спойлерами, хотя они вам тут никак не навредят. «И никого не стало» это «энергичная», красивая постановка, которая вас прежде всего развлечет, даст позабыть о житейских заботах или глобальных вызовах целого человечества. Это как раз тот спектакль, который «и в пир, и в мир», то есть и с парнем прийти, и любимую бабулю вывести в свет. Берите ей места поближе — на наряды Чиповской (да и на ее саму, что уж греха таить) можно любоваться бесконечно.

фото Ксения Бубенец

Кстати, если провести собственное нехитрое расследование перед походом на эту детективную театральную постановку, можно даже не читая пьесу легко догадаться, что же нас приблизительно ждет в конце. И если в прошлом году меня бы это несколько обескуражило, то сегодня, после всего пережитого за последние полгода, ни удивить, ни разочаровать не сможет.

В конце концов, «и тут они поженились» еще никого не расстраивало, даже если за этим грядет полная неизвестность.

Билеты