READING

TheatreHD: Иные «Ромео и Джульетта» Мэтью Борна...

TheatreHD: Иные «Ромео и Джульетта» Мэтью Борна

Спектакли Мэтью Борна давно стали неотъемлемой частью проекта TheatreHD. И вот новая премьера для любителей этого хореографа – совсем свежий, 2019 года, балет «Ромео и Джульетта».

Можно долго спорить, являются ли творения Борна балетами или лишь танцевальными спектаклями. Самое важное – они бесконечно красивы, пусть порой либретто способно зрителя не только запутать, но и шокировать.

В нынешних «Ромео и Джульетте» канва пьесы осталась полустертым пунктиром. Есть известные нам имена героев, сохранены основные смерти и их порядок и в целом все, на этом сравнение с Шекспиром заканчивается. Но их роднит другое – то, какой может быть первая любовь, больше страсть и буйство гормонов, чем нежное и трепетное чувство (как нам показывает тот же канонический балет или фильм Дзеффирелли).

Отношения Джульетты и Ромео у Борна электризуют все вокруг. При этом они – не единственные, кого опаляет страсть. Скованные запретами трудные подростки, жители исправительного учреждения города Вероны (именно сюда, в гипотетическое будущее перенес Мэтью свое действие), пускаются во все тяжкие, как только оказываются вне зрения своих надзирателей. За зарождающейся любовью юных сердец следят бандитского вида качок-надзиратель Тибальт, сам положивший глаз на хрупкую Джульетту, пара докторов и очаровательный отец Лоренцо (или монахиня Лоренцо, сложно понять). Лоренцо здесь не только наперсник главных героев, он единственный взрослый, кто искренне болеет за всех своих воспитанников и желает им добра. Конечно, нельзя не отметить и Меркуцио – его герой, как положено задира, ведет свою яркую и неожиданную любовную линию.

Белые одежды, врачи, замки и кованные решетки – все это отсылает нас к различным утопиям, а еще не раз в процессе просмотра заставят вспомнить «Пролетая над гнездом кукушки». Они тоже попытались…

Пересказывать либретто новой версии не хочется. Лишь призову не отрывать глаз от экрана, иначе уследить за новым сюжетом будет немного сложно, а главное можно пропустить резкие сюжетные повороты. Здесь переосмыслена даже музыка Прокофьева: за оркестровку отвечает Терри Дэвис, и знакомые каждому композиции наполняются какими-то иными, брутальными красками. «Танец рыцарей», повторяющийся в разных вариациях, становится и маршем угнетенных, и буйством юношеской страсти. Музыка здесь как сжатая пружина, захватывает танцоров в свой вихрь, разбрасывая их по сцене и заставляя снова сойтись для танца.

Хореографическая и физическая подготовка поражают. Танцоры Борна одинаково хороши как в элементах современного балета, так и в элементах OCR. Сценография такова, что порой заставляет их балансировать на высоте, и дух захватывает от легкости и скорости этих движений.

Говорят, идея спектакля родилась у Борна благодаря его желанию поработать с юными талантами. И правда, посмотрите на Ромео – он совсем мальчишка. Ты правда веришь, что ему почти шестнадцать. Они все подростки, страстные, заточенные в темницу и изо всех сил пытающиеся жить. А жизнь бьет по голове, выравнивая под линейку и накачивая успокоительными. Даже сложно понять, какие танцевальные номера завораживают больше – стремительные и брутальные или сомнамбулически-замкнутые во второй части спектакля.

И все же самое большое откровение – образ Джульетты. Мы настолько привыкли к канонической трактовке, что эта Джульетта, полная сил, желаний и какой-то внутренней независимости, поражает. Не зря ее огненно-красные волосы выделяются как маяк каждый момент ее присутствия на сцене.

Из зала выходишь с разбитым сердцем. Эти «Ромео и Джульетта» страннее, болезненнее привычных. И оттого еще больше западают в душу.

Билеты

фото TheatreHD

Текст Ольга Шишорина