READING

Точка невозврата или “Сон в летнюю ночь̶...

Точка невозврата или “Сон в летнюю ночь” Кирилла Серебренникова 26 июня

Сегодня, 26 июня, суд должен огласить решение по резонансному делу режиссера Кирилла Серебренникова и его коллег. Наш портал выражает восхищение стойкостью всех фигурантов дела и желает им присутствия духа и наилучшего разрешения этого затянувшегося дела. Для театральной России Кирилл Семенович – фигура знаковая и каждая его работа откликается в сердцах зрителей, находит преданных поклонников и не теряет актуальности даже через несколько сезонов. Серебренников при жизни успел стать классиком и мерилом вкуса и красоты.

Наш коллектив авторов уверен, что это дело должно быть закрыто, а режиссер и его коллеги быть свободны и создавать новые театральные постановки. Пока же мы вспоминаем наши любимые спектакли Серебренникова и призываем вас, зрителей, рассказать о своих фаворитах.

Ольга Хайкина:

Олег Павлович Табаков умело находил бриллианты, которые не нуждались в огранке – предоставить сцену для творческих поисков – все, что требовалось. Грант доверия был велик, и Кирилл Семенович отплатил самой твердой монетой – кассовыми спектаклями на всех сценах театра. Мое первое знакомство с Кириллом Серебренниковым состоялось именно в стенах МХТ им. Чехова: “Феи” на новой сцене, “Зойкина квартира” и “Лес” на основной, ставшим культовым спектакль “Человек-подушка” – на малой сцене. В Гоголь-центре, уже позднее, я была под огромным впечатлением от спектакля “(М)ученик” – и по сей день считаю его эталоном исполнения сложной темы крайности в вероисповедании. Киноверсия спектакля получила признание на мировой арене, а я так и остаюсь поклонником сценической интерпретации.

При всей насмотренности удивительно, но факт – спектакли Серебренникова врезаются в память, вытесняя прошлый неудачный опыт, они оседают и становятся частью наследия, которое сознание жаждет передавать как неугасаемый олимпийский факел. Этот факел хотят затушить сегодня. Немыслимо и страшно от одной только мысли.

Мария Куликовская:

фото: gogolcenter.com

Спектакль “Кому на Руси жить хорошо” о России в сегодняшнем дне через призму Некрасовских текстов, точнее о Руси-матушке во все времена, в которой за века ничего не меняется. Кирилл Серебренников говорит о насущных проблемах страны и делает это выразительно, остросоциально, ярко и вкусно. Бедные завидуют богатым и бранят их что есть сил, ищут счастливых средь богатых, ищут, кто во всем виноват, но никому нет дела до вопроса, что же со всем этим делать. Любопытно в данной постановке разделены женский образ – возвышенный, искусный, способный совладать с трудностями – и мужской – низменный, вечно пьяный, бунтующий, показной. Стилистическому и эмоциональному разделению подверглись и три действа этого спектакля, в результате чего привычный современный драматический театр уживается в один вечер с физическим театром и интерактивом со зрителями. Однако при всей разности и даже полярности эти три части составляют единство истории и пути героев. За единство ансамбля отвечают ученики Кирилла Серебренникова, талантливые, сильные, музыкальные актеры и актрисы. А спектакль при всем упадничестве настроений и карикатурности сюжета оставляет ощущение абсолютного праздника.

Таша Матвеева:

Кирилл Серебренников – один из самых тонко чувствующих наших театральных режиссёров, образец идеального сценического и литературного вкуса. Он одинаково чутко ставит драму и балет, при этом каждый его спектакль пронизан любовью к своим героям и своей стране. 

«Кому на Руси жить хорошо» на сцене Гоголь-центра – потрясающий образец именно любви к этой самой стране, со страшными монологами, злой иронией и даже рюмкой водки за попытку зрителей доказать, кому же «живется счастливо, вольготно на Руси». Четыре часа пролетают незаметно, текст жестокого барина Некрасова звучит пугающе актуальным, а ученики Кирилла Семеновича играют так, что из зала зритель выходит опустошенным. Удивительный опыт, который очень нужно пережить каждому столичному театралу. 

фото: Дамир Юсупов

Так же, как и скандальный балет «Нуреев», который по сути своей – история любви. К балету, к мужчине, к женщине – к жизни. Это тот самый вид балета, каким хотели бы его видеть сами артисты. Удивительный симбиоз танца, оперы, драмы, синергия, которая превращает сцену Большого и в сцену Кировского, и в Булонский лес, и в Опера Гарнье. Внимательная режиссура Серебренникова в сочетании со сложной хореографией Юрия Посохова ткут на сцене то самое полотно, которое хочется увидеть ещё и ещё раз – сравнить исполнителей главной роли, увидеть Руди юной звездой, богемой, больным и измученным человеком, но несмотря на это – почти божеством.

Екатерина Карабач:

«Человек-подушка» (МХТ им. Чехова) – спектакль, который я открыла для себя только в 2018 году, но который неизменно с момента премьеры собирает полный зал в МХТ. Пожалуй, это был единственный раз в театре, когда я настолько вжилась в историю на сцене, что буквально тряслись руки. Страшная история, от которой хотелось вжаться глубже в кресло. Хотелось одновременно уйти и остаться. Хотелось досмотреть до конца и исчезнуть из зала, не узнав финал. Не знаю, возможны ли ещё такие потрясения от спектакля?!

Карина Чаплинская:

Для меня Серебренников – это образец вкуса и эстетики. Он художник с ярким узнаваемым почерком. Я люблю многие его спектакли, но расскажу про тот самый #спектаклькоторогонебыло. Я смотрела “Сон в летнюю ночь” дважды и если получится, схожу еще раз. Это один из моих любимейших спектаклей вообще. Закрытый Гоголь-центр, внутри которого зрители ходят, ведомые лесными эльфами. Текст Шекспира, преломленный сквозь призму психологизма Печейкина. Знакомые герои и сюжетные линии, препарированные, декомпилированные и собранные вновь. Ради действий на втором этаже и финала я готова вновь и вновь приходить в театр. Недешевый билет абсолютно точно стоит того и этих денег мне никогда не было жалко. Бесконечная любовь и красота, в которую погружаешься в театре не отпускает еще несколько дней и ты плывешь сквозь огни города с легкой грустной улыбкой, потому что прикоснулся к чему-то поистине великому.

фото: gogolcenter.com

И не могу не рассказать про спектакль-концерт “Наша Алла”. Это очень личное посвящение режиссера примадонне. Я была на премьере, видела как реагирует Пугачева и сам Кирилл Семенович. Знаю, что для многих, особенно тех, кто видел только видеоверсию, это выглядит как капустник. Но если вы обожаете Пугачеву как я и как, безусловно (это чувствуется каждую секунду), Серебренников, то вам надо быть в зале, плакать и идти дальше, сквозь любые трудности, вместе с самой сильной и до сих пор непревзойденной женщиной, которая поёт. “Алла” Серебренникова – это абсолютно моя Алла. После этого спектакля я ощутила теплоту и близость режиссера, он стал мне понятнее и еще дороже.

Алена Азаренко:

Моё знакомство с творчество Кирилла Серебренникова началось в 2008 году с просмотра спектакля “Человек-подушка (The Pillowman)” в МХТ им. Чехова. Постановка, которая идет и по сей день, оставила тогда неизгладимые впечатления и воспринималась почти как революция на сцене: шок, физическое чувство ужаса от правдоподобности образов, ощущение страшной сказки с современным сюжетом. Впрочем, я знаю зрителей, которые и десять лет спустя после премьеры, с трудом досиживали до конца спектакля, выходя из зала практически в парализованном состоянии и не в силах прийти в себя и обсудить увиденное еще пару дней. Спустя 11 лет, в “Гоголь-центре” состоялась премьера спектакля “Палачи” по произведению того же автора, что написал и “Человек-подушка” – Мартина МакДонаха, ирландского мастера черного юмора и леденящих душу сюжетов, в которых перемешаны убийства, смерть, рассуждения о морали, долге и циничные шуточки.

“Палачи” стали не только первой режиссерской работой Серебренникова после освобождения из-под ареста в 2019 году, но и, казалось, новой страницей в творчестве “Гоголь-центра”. Дело тут не только в уже привычном переносе повествования в современную Россию (из Англии 60-х годов прошлого века), не в декорациях, воссоздающих атмосферу провинции девяностых, а в ощущении какой-то очень личной истории, которая мелькает почти все четыре часа. Рассуждение о потребности в насилии как образе мысли и жизни некоторых сограждан, идея о праве на ошибку, которая порой может стоить человеческой жизни, демонстрация суровой безжалостной силы, подминающей под себя людей. Привычка карать и быть палачом, в конце концов, – без сомнений и сожалений. (читайте полный обзор на нашем сайте

Ольга Шишорина:

Конечно, я безмерно уважаю Кирилла Серебренникова. Но сейчас хочется сказать еще об одном фигуранте дела. “Седьмой студии”.

В ноябре прошлого года я была на лекции Софьи Михайловны Апфельбаум в рамках #урокирежиссуры. Эту встречу помню до мелочей. Одна из самых интересных для меня лекций последних лет, где с одной стороны информация максимально доступна для неофитов и розовые очки мечтателей бережно снимаются, а с другой – дает пищу для размышления и тем, кто в теме. Не зря после выступления ее окружили студенты профильных специальностей и просили прийти к ним в вузы с мастер-классами. После еще несколько раз посчастливилось делить дискуссию с Софьей Михайловной в кулуарах РАМТ, и такого умного, максимально честного в своей профессии человека еще нужно поискать. Она к ней в лучшем смысле строга, критически осмысливая происходящее и давая свой анализ текущей ситуации с культурой. А про союз Бородин-Апфельбаум знает любой театрал, если же еще нет – обязательно послушайте обращение Алексея Владимировича прошедшей недели. И продолжаем верить в лучшее!

с любовью и признательностью,
LDQ.moscow