READING

«Волшебный театр Андерсена» театра Вахтангова: ска...

«Волшебный театр Андерсена» театра Вахтангова: сказка для детей и взрослых детей

Репертуар театра Вахтангова пополнился еще одним детским спектаклем – «Волшебный театр Андерсена» Аси Князевой теперь можно увидеть на Симоновской сцене. Короткий, буквально в час длительностью, он поставлен по сказкам «Стойкий оловянный солдатик», «Пастушка и трубочист», «Директор кукольного театра» и автобиографии Ганса Христиана «Сказка моей жизни». Это первая постановка Аси Князевой на сцене Вахтангова: здесь она выступила в качестве режиссера и автора инсценировки.

Детство сложно представить без сказочника Андерсена. Им написано около 160 сказок, многие из которых стали мультфильмами, кинокартинами и спектаклями. Сначала в адаптированном варианте для детей, затем, становясь старше, многие читают уже те самые, настоящие сказки. Порой страшные, порой кровожадные, почти все грустные, а часто и просто трагические. Не зря в своей биографии Андерсен вспоминает детские попытки писать:«я начал прямо с трагедии, и, конечно, в ней все умирали». Неспроста этот же монолог-признание звучит из уст главного героя спектакля – обер-унтер-генерал-кригскомиссар-сержанта Козлонога в исполнении Владимира Логвинова. Именно он здесь – тот самый директор кукольного театра, тролль из табакерки и страшный барельеф на шкафу. Он руководит действием, он вдыхает жизнь в своих фарфоровых актеров и, хоть и кажется отрицательным персонажем, отнюдь им не является.

фото В. Мясников

У Козлонога есть мечта: он пишет пьесы, он хочет ставить их на сцене и показывать людям сны. Это почти что Оле Лукойе, только помрачнее и с чертовщинкой вместо доброй широкой улыбки. Его чудесные фарфоровые куклы (Пастушка – Ксения Кубасова, Трубочист – Евгений Пилюгин и Император – Алексей Петров) должны бы ему повиноваться и разыгрывать «его лучшую трагедию “Стойкого оловянного солдатика”», но почему-то противятся.  Каждый из них хочет своего, а главное, они все его немного боятся. Будучи взрослым зрителем, с интересом следила за развитием сюжета: компиляция нескольких сказок и театр в театре создали свой собственный, очень живой мир. Который, как обычно бывает у Андерсена, поучителен и предсказуемо печален.

фото В. Мясников

Главный художник театра Максим Обрезков придумал потрясающе красивое пространство, где есть зазеркалье и кукольный театр, где города вырастают из ничего, а в сундуке живет страшный сказочник. Здесь герои похожи на фарфоровые статуэтки и дети в это верят, а обер-унтер-генерал Козлоног ходит на котурнах-копытцах со змеиными глазами и так общается с залом, что зачарованно хочется уйти в эту труппу артистов. Здесь занудный и вредный китайский Император, и очень красивая, но эгоистичная Пастушка, и юный Трубочист, чьей любви не суждено быть счастливой. Здесь музыка Чайковского, Рахманинова и Стравинского, красивейшие костюмы, а парики так совсем из фарфора, о чем лукаво говорят создатели.

Эта сказка случилась, и будет интересна не только детям, но и их родителям. Театр Вахтангова в этом своем творении напоминает нам о самых важных вещах: о борьбе за любовь и вере в справедливость, о выборе между покоем и счастьем. Возможно, не все слои сказки считаются сразу, но создатели надеются, что этот их спектакль не только развлечет детей, но и поможет им задуматься. А если даже и нет – так он просто очень красив!

Билеты

Текст Ольга Шишорина