READING

«Портрет Дориана Грея» в театре на Юго-Западе: вит...

«Портрет Дориана Грея» в театре на Юго-Западе: витрувианский человек, или игры демиургов

Историю о Дориане Грее можно трактовать по-разному. И как уже ее только не рассказывали искушенному зрителю. Олег Леушин, автор инсценировки, режиссер спектакля и нынешний худрук театра, ввел двух персонажей, с чьего, такого вечного, спора вначале и начинается история бедного Дориана. Один, мягкий, размеренный, весь в белом (Олег Леушин), другой – стремительный, скуластый, весь в черном (Фарид Тагиев). Немного напоминает недавний сериал «Благие знамения», если бы только спектакль не был поставлен позже книги, но раньше экранизации. Ах, господа англичане, как много вы упускаете, не видя в Дэвиде Теннанте лорда Генри, но это мы забегаем вперед. Рассуждая о добре и зле, об Адаме и Еве, эти двое играючи заключат спор о красоте в человеке. И вот уже художник Бэзил (Сергей Бородинов) создает свой шедевр, а Черное легко становится циником и «принцем парадокса» лордом Генри. Их так и зовут – Белое и Черное. И весь спектакль, а для них это лишь спектакль людей, они будут ждать, мухлевать, бороться за победу и за душу. В конце, подмигнув зрительному залу, оторопевшему от финала, спросят: а вы как думаете, кто выиграл? Конечно, зал подмигнет Добру, но цветы в финале подарят очаровательному, потрясающему Злую. Но до этого еще три часа, и действие лишь начинается. На сцену выбегает юный, наивный, с широко распахнутыми глазами Дориан Грей.

Когда в первый момент видишь на сцене Михаила Грищенко, удивляешься. В этом простодушном пареньке нет ничего демонического. Он красив, но не роковой красотой. Буквально пара мгновений и этот вопрос навсегда пропадает. Грищенко – идеальный Грей, отыгрывающий каждый нюанс падения и боли.

Фото С.Тупталов

Совращение Дориана – это мастерски продуманная шахматная партия. И вот как пешка в коробку падает Сибилла, не пережив разрыва с «прекрасным принцем». И дальше, один за одним, становятся вечностью жертвы саморазрушения Дориана Грея. Дориан Грей, прекрасный мальчик, рушится по частям, шаг за шагом приобретая то дьявольскую усмешку, то надменный лоб, то демонические глаза. Ему вторит портрет на арьерсцене, пожирая жертв Дориана одного за другим. Решение портрета на сцене – это, наверное, самое гениальное решение в спектакле. Он живой, многоголовый, как лернейская гидра. Похожий на Аполлона среди муз вначале, к концу он становится кишащим чудищами местом, стонущим и зовущим. Конечно, главный вопрос – как будет решена гибель портрета. И здесь это зрелище завораживает.

Фото Д.Бочкарев

«Портрет Дориана Грея» Леушина продолжает традиции театра, основанного в 1977 году Валерием Беляковичем. Не читая программку, можно решить, что это его спектакль. Настолько наследие и линия создателя прослеживаются в этой работе. Традиционные для Юго-Запада световые решения, сочетание музыки и софитов, уже ставшие классическими костюмы. Все здесь в единой концепции. Пластичная, красивая, яркая труппа: потрясающие фигуры, выгодно подчеркнутые кожаными брюками и развевающимися платьями. Настоящий пир глаз.

При этом, наличие так любимого критиками «голого тела», здесь к месту и составляет особый колорит распущенной уайльдовской Англии. Да, здесь, в мире Дориана и Генри, царят похоть и разврат, беззаконие и самоуверенность, но настолько все органично и к месту, что вызывает лишь восторг и эстетическое удовольствие.

Фото Д.Бочкарев

«Жестокая сказка для взрослых», как определяют ее авторы, захватывает дух и не отпускает. Мир Дориана Грея не прост, это не мир людей, а игры высших сил. Смешные, но точные ремарки Белого и Черного относятся как к современному театру, так и к космогонии мира. Демиурги спорят, людям же остается лишь удивлять своих создателей. А «Театр на Юго-Западе» в очередной раз удивил и очень порадовал идеальным спектаклем.

Билеты

Текст Ольга Шишорина