READING

О сложном – детям: «Дорогой Бог» в театре МО...

О сложном – детям: «Дорогой Бог» в театре МОСТ

«Дорогой Бог» – так начинает каждое свое письмо мальчик Оскар, главный герой романа Эрика-Эммануэля Шмитта «Оскар и розовая дама». Наверное, самое популярное произведение Шмитта рассказывает нам об Оскаре, пареньке десяти лет, у которого рак. Он живет в больнице, где за детьми следят сиделки – розовые дамы, и не знает, выздоровеет ли он. Одна из таких дам, бабушка Роза, становится его другом, наперсницей, единственным человеком, который говорит с Оскаром честно и старается найти хорошее в самом плохом. Именно ей принадлежит простая, но такая глубокая идея: двенадцать оставшихся до Нового года дней – это сто двадцать лет жизни Оскара, где каждый день равен десятилетию, которые не суждено прожить маленькому Оскару в реальности.

Эту сложную задачу – рассказать детям о смерти, болезни и надеждах – взял на себя театр МОСТ, уютно спрятавшийся в доме на Садовом кольце недалеко от метро Маяковская. Возрастная категория спектакля 12+, но по тому, как поставлено повествование на сцене, он больше всего будет понятен школьникам 3-6 классов. Детям младше история непонятна и сложна, подросткам уже слишком проста манера подачи. А родители? Взрослые не скрывают слез и усиленно ищут носовые платки в конце спектакля.

Спектакль очень деликатно и осторожно разговаривает со своим маленьким зрителем о сложных, непростых вещах. Не зря он входит в топ-20 популярных детских спектаклей Москвы, а Юрий Славутин, создатель спектакля, отмечен за эту работу на ХІV Международном фестивале “Тэатральны куфар”. История Оскара, которого самозабвенно играет Евгений Панферов (в паре с Георгием Антоновым), затронет каждого. И нет шансов в нее не окунуться.

Если взрослый спектакль начинается с вешалки, то здесь, детский, начинается тоже до первого звонка. Строгие медсестры в белых халатах и очках, и при этом, как настоящие француженки, источающие шарм и обаяние, помогают найти место в зрительном зале, а самым нерасторопным напомнят в буфете, что скоро уже начнется само действие. И вот один за одним появляются жители детской больницы: хулиганы и зубрилы, стеснительные и громкие. Все девочки на подбор в розовом находятся на балетном классе, хихикая, сбиваясь с ритма. Превратившиеся в настоящих парижанок медсестры щебечут что-то на французском. Этот взрослый, непонятный детям язык. Лишь бабушка Роза снисходит до равного разговора с детьми, поясняя им сложное и отвечая на разнообразные вопросы. Роза – сердце этого спектакля, и от исполнительницы этой роли, Екатерины Алексашиной, сложно оторвать глаза. С самого первого появления зал её. Бесконечные ремарки и общение со зрителем (любого возраста) покоряют, а, применимо к истории, невольно задумываешься о больничных клоунах и их великом труде.

Оскару предстоит множество открытий и потрясений: первая любовь и первый разрыв, примирение с родителями и самое лучшее Рождество. По-взрослому проживая каждый отведенный ему день, он каждый раз пишет свое письмо Богу, и каждое следующее становится все более искренним и альтруистичным. Как и предупреждала бабушка Роза, ему больше не хочется просить для себя новый плеер или еще какую-то игрушку. Гораздо важнее, чтобы девочка Пэгги успешно перенесла операцию или бабушка Роза не провела Рождество в одиночестве. Вместе с Оскаром таким выборам учимся и мы.

Спектакль густонаселен, и иногда от переходов и музыкальных номеров устаешь. Слишком много детей в больнице, у каждого есть история и нужно ее рассказать. И хочется, чтобы история сосредоточилась лишь на Оскаре и Розе. Но, наверное, мир ребенка он и правда такой: калейдоскоп событий, людей и впечатлений. Мы лишь следим и надеемся на лучшее. Но в конце плачем, кто-то украдкой, а кто-то открыто. Шмитт в чем-то сказочник, но и ему не спасти своего героя. Оскар проживет свои 120 лет и уйдет старичком, чья жизнь была наполненной и счастливой.

Билеты

Текст Ольга Шишорина

фотографии предоставлены пресс-службой