READING

«Дада-сказки» от Театра Снарк: больше веселья, мен...

«Дада-сказки» от Театра Снарк: больше веселья, меньше назидательности

Как рассказать детям об искусстве? Как начать с ними разговор о живописи и литературе? Как объяснить стилистические особенности отдельных направлений? Детский театр с волшебным названием «Снарк» придумал увлекательный и весёлый способ заинтересовать детей всеми этими вопросами – в своём спектакле «Дада-сказки».

Два актёра, исполняющие по несколько ролей каждый, сначала выплывают в загадочной обстановке на тёмную маленькую сцену в образе космонавтов и рассказывают о направлении дадаизма в авангарде – сухим языком фактов. После краткой энциклопедической справки они наглядно показывают юным зрителям и их родителям, что же собственно такое дадаизм, причём, практически безостановочно двигаясь, перевоплощаясь, переодеваясь, прячась и извлекая занятные предметы искусства и повседневного обихода (точнее, привычные вещи в непривычном исполнении) из разных уголков сценического пространства. Персонажи спектакля  объясняют и показывают, чем картины художников дада отличаются от картин и изображений остальных, более привычных, направлений, и, самое главное, – рассказывают те самые дада-сказки, которые когда-то сочинил знаменитый французский драматург Эжен Ионеско.

Забавные и смешные истории про папу-художника, дочку-фантазёрку и маму-путешественницу придутся по душе детям и взрослым. Местами абсурдные, нелогичные, но добрые и наполненные непосредственностью и фантазиями, они нравятся детям, потому что в них нет привычного классического сюжета, зато есть место маленькому добродушному хулиганству, неожиданным поворотам событий, а развязка в каждой истории и вовсе сбивает с толку, вызывая одновременно удивление и восторг.

Почему же спектакль «Дада-сказки» интересен детям и взрослым? Первая причина – добрые весёлые истории без лишнего назидания и морали действительно увлекают и отлично запоминаются. Вероятно, как и сто лет назад, во время Первой мировой войны, когда дадаизм возник на стыке  разных направлений и под влиянием нескольких культур,  – в наше время так же остро чувствуется потребность в добрых и чудаковатых историях, наивных, будто написанных ребенком, рассказах, с счастливым финалом. Заслушавшись такими историями, невольно ощущаешь себя маленьким, всесильным и смелым исследователем, художником, искателем приключений.

Кроме того, спектакль насыщен визуально: постоянно меняющаяся картинка (в буквальном смысле), смена декораций (как в процессе действия, так и во время микроскопических антрактов – не более полуминуты каждый), удивительные  приспособления и конструкции, созданные художником Натальей Вихляевой, – всё это попеременно двигается, переворачивается, достается, исчезает, оказывается  не тем, чем кажется. Причем, визуальная составляющая спектакля насыщена как предметами живописи, так и видеофрагментами, а также вещами повседневного быта, которым нашлось оригинальное применение в постановке: голова манекена из воздушного шарика, телефонная трубка в виде насадки для душа, Эйфелева башня из картонных коробок и прочее и прочее, на что только хватает полета фантазии. А самое интересное, что абсолютно весь реквизит после окончания спектакля можно трогать, рассматривать вблизи, примерять, всячески крутить и изучать! Это ли не восторг для маленького любопытного театрала (да и для родителей тоже)?

Третья составляющая успеха: интерактив со зрителями. Органичный, ненавязчивый, интересный и понятный детям. На протяжении всего спектакля можно почувствовать себя одновременно и зрителем в театре, и участником происходящего, и сторонним наблюдателем, и персонажем сказок (например, одним из многочисленных Жаклинов  – соседей папы-чудака и девочки-фантазёрки, или Жаклинов, которые живут в городе, над которым пролетает волшебный самолёт).

Добрые, немного абсурдные, не по канону написанные сказки, исполненные в яркой манере на камерной сцене в старом особняке в центре Москвы, безусловно, станут ярким событием для маленьких театралов и их родителей.

Билеты

фото teatrsnark.ru

Текст Алена Азаренко