READING

“Lё Тартюф: Комедия”. Премьера в Театре на Таганке...

“Lё Тартюф: Комедия”. Премьера в Театре на Таганке: влюбляет в себя зрителей и разгружает голову комедийной атмосферой

Новый 2020 год, Театр на Таганке открыл премьерой классической французской комедии Мольера “Тартюф”. Режиссер Юрий Муравицкий подогревает интерес зрителя уже афишей. “Lё Тартюф: Комедия” – заигрывание с французским языком становится одним из изобразительных средств постановки. Все действующие лица похожи на уже состаренных марионеток с расплывшимся гримом и нарочитостью деталей. Все они говорят с псевдофранцузским акцентом, сразу заявляя о том, что на сцене идет комедия, в которой и режиссер, и актеры от души балуются и заигрываются. Однако эти заигрывания, а порой и переигрывания получаются весьма к месту в канве повествования.

На сцене сплошь молодежь, однако возраст артистов теряется за гримом и персонажами, в какой-то момент создается ощущение, будто попадаешь в безвременное пространство. Игра всех актеров очень ровная, в том смысле, что тут нет звезд и спектакль не ставится в классической манере, как, скажем, бенефис характерного актера, играющего Тартюфа. Тут уровень актерского мастерства делает всех персонажей реальными и одинаково главными-второстепенными. Борьба за сердца зрителей разворачивается не на поле драматических характеристик, а гибкости, танцевальных и голосовых выступлений между сценами.

Муравицкий активно использует прием театра в театре, разрушая четвертую стену. Актеры общаются и заигрывают с публикой, что добавляет спектаклю как шарма, так и милой продуманной пошлости. Вообще, комедий, к тому же по классическому материалу, добротно и нестыдно сделанных, традиционно можно пересчитать по пальцам одной руки на всю Москву. Тем более отраден тот факт, что комедия на Таганке получилась. На предпремьерном показе атмосфера искрилась, а публика хохотала и была в восторге. Однако отзывы после премьерных показов говорят о том, что (пусть и относительная) молодость актеров и сама форма спектакля требуют стечения благоприятных обстоятельств. Потому что может и не заискрить, и желания пересмотреть для поднятия настроения как-нибудь еще раз не возникнет.

Чего 100% не занимать постановке, так это визуальной красоты, ответственна за которую Галя Солодовникова. Сцена напоминает коробку Серебренникова из “Мертвых душ”, однако неоновая подсветка добавляет легкомысленности и в то же время делает коробку с белыми стенами очень пластичной декорацией. На авансцене происходят музыкально-танцевальные номера, а также один из второстепенных персонажей превращается в натурального коврового клоуна, который развлекает публику, пока работники готовят сцену к новому эпизоду. Костюмы и грим актеров выполнены в стиле небрежного шика и нарочитой театральности. Тартюф в какой-то момент напоминает героя сериала “Молодой папа”  Паоло Соррентино. Сцены одна за одной выглядят классно и цельно, однако самое интересное происходит в конце, когда уютный карикатурно-марионеточный мирок рушится на глазах у зрителей и происходит развязка, которая в тексте Мольера и в лучших традициях старых пьес случается внезапно и непредсказуемо.

Во время просмотра не покидает ощущение, что находишься внутри какой-то сказочной вселенной, а комедию о Тартюфе и семействе Оргона на площади уютного европейского городка разыгрывают артисты передвижного театра. Настолько легко и непринужденно смотрится спектакль, что и претензий к нему не возникает.

Lё Тартюф оказывается на поверку “трэ манифик”, влюбляя в себя зрителей и разгружая голову истинной комедийной атмосферой.

Билеты

Текст Карина Чаплинская