READING

Премьера спектакля «Голубой щенок» в Театре Олега ...

Премьера спектакля «Голубой щенок» в Театре Олега Табакова — «Табакерка» впервые распахнула двери для юного зрителя

После того, как в 2018 году Театр Олега Табакова возглавил Владимир Машков, работа над новыми спектаклями там, похоже, не прекращается ни на секунду. Московскую театральную сцену уже пополнили громкие премьеры от «Табакерки» — Матросская тишина«, «Моя прекрасная леди», «Ревизор», «Ночь в отеле». Новый репертуар ориентирован на самых разных театралов, которым он дает возможность и подумать, и посмеяться, и просто расслабиться. А теперь у театра появилась не просто новая постановка, но и его двери также распахнулись для совершенно нового зрителя — в Театре Олега Табакова вышел первый детский спектакль.

Сюжет «Голубого щенка» — история о собаке непривычного окраса, которая очень хочет иметь друга, но на самом деле оказывается отвергнутой всеми из-за странной масти — знаком нам и по мультфильму 1976 года, и по пьесе Юрия Энтина и по оригинальной сказке, по мотивам которой этот мультфильм был сделан. И даже если вы каким-то образом пропустили этот мультфильм, то уж фраза «голубой-голубой, не хотим играть с тобой» вам точно должна быть знакома.

Кстати, композитором для мультфильма Юрий Энтин тогда хотел видеть Давида Тухманова, но худсовету объединения «Экран» не понравилась мелодия заглавной песни, предложенная композитором. В результате Тухманова заменили Геннадием Гладковым, а из отвергнутой худсоветом мелодии получилась одна из самых известных песен «Как прекрасен этот мир».

В музыкальном спектакле «Табакерки» сохранился и сюжет, и стихи Энтина, и музыка Гладкова. Казалось бы, в такой ситуации, если режиссер не берется «перепевать» детскую сказку на взрослый лад (что в данном случае сделать довольно легко, ведь что может быть нам, увы, до сих пор до боли понятнее, чем непринятие обществом чем-то непохожих на них сородичей?), то где же здесь разгуляться режиссерской мысли и интерпретации?

И все же Никита Владимиров сделал свой «ход конем», отвечающий и духу времени, и тому, как изменились за 40 лет наши дети. В отличие от книжной и мультипликационной истории здесь нет четкого деления на черное и белое, на плохих и хороших. Здесь все поступки «отрицательных» героев имеют свою подоплеку, свои корни и объяснение, а в конце автор дарит надежду и счастье всем без исключения.

Наивный и добрый, но очень необычный щенок (Ангелина Пахомова), пускается в путешествие вместе с хитрым Котом (Артур Касимов), который хочет добраться в модный Лондон для съемок, Пиратом (Александр Фисенко), его соратницей Рыбой-пилой (Яна Сексте), а вслед за ними мчится Моряк (Владислав Наумов), готовый спасти малыша, попавшего в беду.

Вполне в рамках современной «взрослой» моды на осознанность, развитие эмоционального интеллекта и поиски «нулевого пациента» наших психологических проблем и поведенческих паттернов, здесь все решено в знакомом нам сейчас ключе. Если у героя другой детской истории, почтальона Печкина, все объясняется тем, что «Раньше я почему вредный был? Потому что у меня велосипеда не было!», и проблема злобного и неуживчивого характера дедули-почтальона решена одариванием того материальными благами, в «Голубом щенке» речь идет о до боли знакомом «все мы родом из детства». Оказывается, например, что разудалого Пирата очень обижали в детстве, дразня за необычный цвет волос, из-за чего и выросла броня в виде агрессии и сквернословия, другие щенки с Острова собак просто очень одиноки и хотят найти себе хозяина, и даже у Рыбы-пилы, оказывается, в детстве была ОНА, то есть специфическая мама типажа «А Я ГОВОРИЛА». Ну а Кот… Ну он же просто кот, что же мы от него хотим?

Все это пусть вас не вводит в заблуждение. Это абсолютно детская история, с веселыми песнями и танцами, захватывающими приключениями, неожиданными поворотами сюжета, красивыми и очень интересными декорациями, спецэффектами, интерактивным общением с детишками в зале (поверьте, тут никто не усидит на месте). При этом сама история, хоть и делает и реверансы в сторону взрослой аудитории, которая приведет своих малышей на представление, чтобы та не заскучала, вставляя в диалоги шутки на злобу дня (в моем случае про смену правительства), а также знакомые нам самим с детства известные мелодии, вроде Yellow Submarine группы The Beatles, но она все же остается историей для детей, но для детей новых, таких, какими мы сами 30 лет назад не были.

Наши дети растут иначе, в ином темпе, качественно по-другому, нежели росли мы. И пятилетние, и шестилетние «взрослики», свободно обращающиеся со смартфонами и впитывающие в себя гигабайты информации ежедневно, уже не нуждаются в формате сказки, чтобы усвоить на первый взгляд простые, но на самом деле очень серьезные истины. Поэтому в конце детского спектакля к ним и можно обратиться как к людям, которые смогут уже понять очень важную мысль без метафор и без формы игры.

Все мы так или иначе отличаемся друг от друга, но какого бы ты ни был цвета, возраста, будь ты хоть рыба, хоть щенок — ты важен, ты нужен, ты на самом деле часть этого мира. И если мы все откроем друг другу свое сердце и посмотрим за шелуху всего внешнего, то никому не придется мечтать о том, чтобы быть как все только для того, чтобы просто обрести друга. Это будет и правда тот самый мир, где будет «будет счастье для всех, и никто не уйдет обиженным».

Билеты

фотографии предоставлены пресс-службой

INSTAGRAM
localdramaqueen.moscow