READING

Центр им Вс. Мейерхольда представил спектакль «Мел...

Центр им Вс. Мейерхольда представил спектакль «Мельников. Документальная опера»: архитектор, опередивший время

В ЦИМе в день рождения Всеволода Мейерхольда традиционно показывают спектакль о творческих людях разных лет, героев своего времени, которые не боялись новых форм. В этом году вместе с Мейерхольдом вспоминали великого архитектора советского авангарда Константина Мельникова. Зрители увидели спектакль «Мельников. Документальная опера».

Что вы представляете, когда слышите слово «опера»? Яркий свет софитов, женщин и мужчин в красивых костюмах и с сильными голосами? А если всё это перенести в полупустое пространство, приглушить свет и сделать хор, который будет распевать отдельные строки расставляя акценты главного действия? Только главным действием будут не герои классических пьес, а письма и дневники одного гениального человека своего времени. 

Совместный проект Анастасии Патлай и драматурга Наны Гринштейн был изначально создан для Музея архитектуры им. А. Щусева и показан в музейном пространстве. В основе пьесы – дневник архитектора Мельникова, который он вёл в течение 60 лет, письма и другие документы, ставшие доступными только сейчас и благодаря работе над постановкой. 

Адаптировать спектакль для театральных подмосток было первым опытом для команды, и площадка ЦИМ достаточно органично вписалась в мотив спектакля. Зрительный зал получается разделён на два сектора, привычная сцена отсутствует: на первом уровне стоит хор за пюпитрами, подвешены экраны, где идёт видеосюжет про дом Мельникова в Кривоарбатском переулке. Напротив хора у противоположной стены зала сидит жена Мельникова Анна Яблокова (Алиса Дмитриева). На балконе два героя – Мельников-архитектор (Егор Морозов/Николай Мулаков) и Мельников-старик (Игорь Ясулович). Они поочерёдно зачитывают письма и дневниковые записи самых главных событий жизни архитектора, проживают отдельные моменты, и всё сливается в полифонию голосов, возникает многослойность происходящего. Хор в лучших традициях древнегреческой трагикомедии  (ансамбль театра голоса «Ла Гол») подхватывает последние ноты и пропевая завершает мысль. 

Мельникова с Мейерхольдом объединяла и общая эпоха, и непризнанность обществом за слишком смелые идеи. Один из самых крупных архитекторов прошлого столетия, его называли гением архитектуры, русским Гауди, а проекты считали фантастическими. В 30-е годы Мельников получает мировое признание, однако на родине архитектор подвергается острой критике и его отлучают от профессии практически на 40 лет.

В 2019 году спектакль был выдвинут на премию «Золотая маска» в номинации «Эксперимент». Эксперимент можно считать более чем удачным. Необычная форма подачи и представления документальных материалов, минимум действия и взаимодействия между актёрами. Спектакль получается гибким в плане постановок – он не привязан к определённому месту, его можно играть на разных площадках. 

Создаётся ощущение, что зритель подглядывает за героями. Мы снизу наблюдаем за страданиями, переживаниями, мечтаниями Мельникова-архитектора. Всё действие происходит наверху, создавая некую границу, отдаляя героев от зрителей и сохраняя при этом фрагментарность, резкость той эпохи. Молодой Мельников воодушевлён поисками новых открытий, Мельников-старик же анализирует прошлое, большую часть времени сидит на стуле, его едва можно увидеть.  

Акустика ли зала или особенность расстановки актёров, но не всегда было понятно, откуда раздаются голоса. Экраны на нижнем ярусе помогают не потеряться в действии. Видеофрагменты в стиле «лайф» усиливают уровень документальности происходящего. В спектакль вводится невидимый герой – Мельников-сны, в роли которого выступает Тимофей Трибунцев. Он рассказывает о сновидениях архитектора, позволяющие понять Мельникова настоящего. Актёра нет в зале, слышится только голос.

Стоит признаться, что документальные спектакли порой сложно воспринимаются из-за многогранности истории, которую режиссёр хочет поделиться со зрителем. У таких спектаклей обычно своя, подготовленная аудитория. Чтение дневника, приглушённый свет, хоровые вставки, отсутствие ключевых, переломных моментов в музыке и тексте убаюкивают словно лодку на волнах и уносят в какой-то свой мир. 

Спектакль осваивает новые площадки и открыт к сотрудничеству. Где и когда снова можно будет увидеть постановку – неизвестно. Тем и интереснее следить за новостями, потому что постановка с каждым разом будет только совершенствоваться.

Текст Светлана Ковалева