READING

Спектакль «Расколотый разум» – психологическ...

Спектакль «Расколотый разум» – психологический квест на тему «Кто ты?» в центре Драматургии и режиссуры

На счету Станислава Станиса – дважды выпускника ГИТИСа, актёра театра и кино – множество кино- и театральных проектов. Для своего дебюта в качестве режиссёра он не искал легких путей. Он взялся за постановку романа Даниеля Киза «Таинственная история Билли Миллигана» (The Minds of Billy Milligan). История об американце с множественными расстройствами личности вылилась в спектакль под название «Расколотый разум».

Сюжет романа Кизи основан на реальных событиях и заставляет течь кровь по жилам в обратном направлении. Уильям Стенли Миллиган, чья психика насчитывала 24 личности, был осужден за ограбления и изнасилования, но был оправдан судом ввиду диагноза и выписан из психиатрической клиники после 10 лет успешного лечения. Команда Станиса показала премьерный показ в Театральном лофте «Компас» в марте 2019 года, а сейчас перебралась на площадку Центра драматургии и режиссуры на Беговой и участвует в проекте «ЦДР. Старт».

Через сцены общения Билли (Станислав Станис) с психиатром (Денис Пирожков), психологами (Екатерина Мотызлевская, Нина Косарева), адвокатом (Азим Азимов), психотерапевтом (Денис Пирожков), социальным работником (Альбина Шемигон) и писателем (Давид Саакян) зритель наблюдает за сложным процессом его выздоровления. Спектр переживаний пациента предается ошеломляющими быстротой переключениями Станиса от личности к личности. Подкрепляется всё это пластическими и музыкальными номерами. Спектакль начинается с ритуала, а привычные зрителю разговоры между персонажами многократно чередуются с оккультными танцами сотрудников психиатрического центра и работников суда. Большую часть времени они носят чёрно-красные одежды и напоминают тем самым скорее дьяволов-искусителей, вампиров или прочие злые силы, нежели спасателей в белых халатах. Сцена суда похожа на Ад Данте в окружении представителей правосудия в чёрно-белых масках. Одним словом, часто непонятно, действительно, ли все эти специалисты хотят помочь Миллигану. Одновременно в голову закрадывается мысль, реальны ли эти издевательства врачей, или это всего лишь плод нездоровой фантазии Билли. Через неоднозначные образы режиссёр стирает границы нормальности и реальности и, словно, толкает нас к вопросу о том, насколько адекватны все мы, и всегда ли мы придерживаемся одних принципов.

В аннотации к спектаклю основная проблема, которую ставит режиссёр, позиционируется как семейное насилие и жестокое обращение с детьми. Что может послужить причиной серьёзных психических травм, а в случае Миллигана – разрушительного и для человека, и для людей вокруг диагноза. Из уст Билли мы узнаём, что первые признаки расстройства проявились у него уже в возрасте 8 лет. Несмотря на всю сложность материала, постановку нельзя назвать чернушной. В ней даже есть над чем посмеяться. Для меня этот спектакль ещё и о болезненности терапии. Он о том, какой силой нужно обладать для того, чтобы справиться со своими травмами, которые есть у каждого из нас. Прощаясь со своими личностями, Билли становится потерянным и измождённым, ведь он теряет кусочки своей жизни. В какой-то момент у него нет сил и надежды на то, что выздоровление стоит тех мук, через которые он проходит. Но одновременно с этим он всё больше крепчает, возвращая себе себя. Я могу предположить, что для тех, кто сейчас в депрессии, эта постановка может стать хорошей мотивацией.

Этот проект не для ценителей спецэффектов и грандиозных декораций. Сценография предельно минималистична. Без особых спецэффектов артисты – иногда в причудливых масках – сохраняют напряжение и интригу не только в диалогах, но при помощи пластических номеров. Если вы не любите спойлеры, пропустите несколько строк! Стоить отметить картину с изображением трех гробов на заднем фоне. Она с самого начала дает надежду на хэппи-энд, ведь в конце все фиктивные личности Билли умирают. Треугольники с зеркальной поверхностью служат то щитами, то оружием, но в любом случае подчеркивают многогранность личностей главного героя.

Среди них были как авторитетные, так и нежелательные личности и мужского, и женского пола. В спектакле мы знакомимся с десятью из двадцати четырёх. Станислав Станис мастерски справляется с перевоплощениями, даже страшно представить, сколько энергии он тратит на эту мистическую роль. Сам актёр признается в сильном влиянии педагога Елены Болдиной на актёрский и режиссёрский стили спектакля. По его словам, её вклад в становление замысла огромен, именно у Болдиной на занятиях и тренингах он постиг многое из того, что вошло в спектакль. Каждый артист максимально вовлечен в действие, все сливаются в единый энергетический организм, раскрывая всю сложность истории Билли.

Если вы далеки от репертуара Малого театра, интересуетесь психологией и хотите задуматься над важными социальными проблемами и тем, кто вы, смело зовите с собой друзей на «Расколотый разум», вам будет что обсудить после просмотра.

Билеты

Текст Ольга Булынина