READING

«Мужчины Марины» в Доме поэтов – история жизни и л...

«Мужчины Марины» в Доме поэтов – история жизни и любви поэтессы, в которой каждый найдет себя

Для своих нетривиальных постановок творческая лаборатория «ARONIN SPACE», создателем которой является режиссер Сергей Аронин, выбирает нетеатральные пространства. Спектакль «Мужчины Марины» – третья часть авторской театральной трилогии Аронина «Декаденты» – проходит в подвале жилого дома из красного кирпича в Трехпрудном переулке, 8. Здесь в цокольном этаже здания в 2016 году был открыт Дом поэтов. А в конце ХIX – начале XX веков на этом месте стоял бревенчатый дом, в котором 29 сентября 1892 года родилась и провела детство главная героиня действия – Марина Цветаева. Премьера спектакля состоялась 29 сентября 2019 года.

Уже после нескольких секунд пребывания в лофтовом пространстве с его фактурными стенами и неровной кладкой пола можно поймать атмосферу творчества и легкий эзотерический флер. Что идеально подходит для спектакля-спиритического сеанса. Именно так звучит официальная форма спектакля. Не бойтесь, вовлекать в фейковые ритуалы артистов (гадают они на обычных игральных картах, а называют карты таро) вас никто не будет. Спиритуальность заключается в том, что перед нами возникают ангел, гений, демон и распорядитель, мужчины-современники Марины, а также поэты, которые не жили в ее время, но которых поэтесса любила.

Фото Анастасия Левицкая

Необычна не только площадка, но и драматургия. В этой постановке переплетено все: в основе тексты нескольких драматургов, стихотворения разных поэтов, частично переложенные на популярные мелодии от Маркина до Киркорова, отрывки из дневников и личной переписки, авторские песни задействованных в спектакле актеров, и даже голос Ольги Демидовой в записи. Только Лидии Лукиной досталась одна роль – роль Цветаевой. Остальные актеры перевоплощаются в разные образы: Денис Сорокотягин – ангел, Эфрон, Рильке, Илья Смирнов – гений, Онегин, Родзевич, Бродский, Пастернак, Сергей Аронин – Пушкин, Завадский, Гете, Александр Серов-Останкинский – распорядитель, Волошин, Массальский, Сталин, Иванов.

«Мужчины Марины» – это не иммерсивный спектакль в полном понимании. Погружение в происходящее достигается за счет того, что актеры постоянно ходят мимо зрителей, а некоторые сцены разворачиваются буквально на носу у публики. Декораций практически нет – несколько столов, за которыми и сидят герои, таблички с их именами, рояль и три плошки с водой, которые вручают зрителям, чтобы они воспроизводили руками шум моря в Коктебеле.

Перед нами разворачиваются сцены взаимодействия Марины с ее мужчинами. Это и живые встречи, и переписка, и ее воображение. Про каждого она говорит с особым трепетом, делясь самым сокровенным, подчеркивая то, про что этот человек, чему он ее научил. Пушкин, например, поделил ее мир на поэтов и всех остальных, а его Татьяна в «Онегине» преподала урок гордости и смелости. Про мужа Сергея Эфрона она говорит, что только с ним была свободна. А ее увлечение Родзевичем научило ее «впервые счастливо дать, а не взять». Рильке, с которым она только переписывалась около года, был для нее всегда неодолимой поэтической задачей. Мы слушаем хвалебные речи режиссера Завадского и его ученика Массальского о Цветаевой – «первом поэте XX века». Они сменяются критикой формы цветаевской поэзии из уст Бродского. Тем не менее, мы видим путь не столько поэтессы, сколько женщины. В первую очередь разной, живой женщины. Мы видим, как она меняется от смелой, страстной и рискующей до сомневающейся и смятенной, отступающей. И совершенно разбитой сначала эмиграцией, а потом и вовсе убитой последними двумя годами на родине, которой больше нет.

Фото Анастасия Левицкая

Молодые аронинцы позывают сложную судьбу очень легко, динамично и музыкально. Этот спектакль оценят не только те, кто интересуется поэзией или Цветаевой, но и все охочие до самокопания. Предупреждаю, что при прослушивании записи финального и одновременно предсмертного монолога Цветаевой в проникновенном исполнении актрисы Ольги Демидовой можно заразиться частью той боли, которую впитала в себя поэтесса. Но этого того стоит. Вы унесете с собой множество осознаний, которые незаметно вплетены в канву спектакля. Прежде всего вопросы искусства, прошлого и будущего, гениальности и страданий, лишних людей и эскапизма, художника и власти и т.п. Если не всё, что что-то отзовется в вас, вы найдете свои точки соприкосновения с материалом и, возможно, ответы на давно терзающие вас вопросы. Вы унесете с собой праздник и лёгкость.

Билеты

Текст Ольга Булынина