READING

Мэрилин Монро и Альберт Эйнштейн проведут «Ночь в ...

Мэрилин Монро и Альберт Эйнштейн проведут «Ночь в отеле» на сцене Театра Олега Табакова в премьерном спектакле от Владимира Машкова.

Впервые после того, как в 2018 году Владимир Машков возглавил Театр Олега Табакова на его сцене выходит спектакль, поставленный самим худруком. Машков уже ставил в Табакерке неоднократно и очень успешно, его легендарные «Звездный час по местному времени», «Страсти по Бумбарашу» и «Смертельный номер» шли многие годы с аншлагами и на них было почти невозможно достать билет. Есть все основания считать, что и новый спектакль художественного руководителя театра постигнет та же участь — билетов нет до февраля.

Для постановки на исторической сцене театра на улице Чаплыгина режиссер выбрал пьесу американского драматурга Терри Джонсона «Insignificance», которая впервые ставится в России.

«Незначительность, ничтожность, бессодержательность» — так можно перевести название пьесы на русский язык… И тем не менее, в 1953 году номере нью-йоркского отеля сталкиваются лицом к лицу все силы, которые приводили мир в движение в XX веке. Ум, секс, сила и власть — Профессор, Актриса, Спортсмен и Сенатор. Их имена не звучат со сцены, но те, кто знаком с историческими событиями ХХ века, в развитии сюжета без труда угадают тех, кто стоит за этими персонажами. Ключевые культовые фигуры столетия, они на самом деле никогда не встречались все вместе, но автор пьесы сознательно выбирает именно эту дату, когда история могла бы хотя бы с какой-то долей вероятности допустить ситуацию, порожденную его воображением.

В номере фешенебельного отеля, скрупулёзно и с особым несколько холостяцким, старомодным шиком созданного на небольшой сцене подвала на улице Чаплыгина, остановился приехавший в Нью-Йорк на конференцию Профессор. Его внешность не оставляет никаких сомнений в том, чьим прототипом он является — перевоплощение в Альберта Эйнштейна у Авангарда Леонтьева получилось просто феноменальным. За окном шумит город, хотя давно уже глубокая ночь. Однако великому физику-теоретику выспаться этой ночью никак не получится.

Первым в комнату стучит Сенатор (Михаил Хомяков). На ученого у него свои планы. С бесцеремонностью власть предержащего и развязностью представителя дикого Запада (тут и пистолет в кобуре для пущей убедительности покажут зрителю) он сообщает Профессору что тот вызван повесткой на заседание Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. Итак, перед нами сенатор-республиканец Джон Маккарти. Инициатор т.н. «маккартизма», антикоммунистических репрессий, вызванных ужасом и паранойей США перед красной заразой, готовой, как они считали, завоевать мир, после бодрого марша СССР через всю Европу в 1944-45. Маккартизм катком прошелся по огромному количеству талантливейших людей Америки, и несмотря на то, что век его был недолгим, он успел загубить тысячи карьер и до сих пор его отголоски слышны нам. В 1999 году, когда режиссер Элиа Казан получал почетную премию «Оскар», была прервана традиция привычных стоячих оваций — больше половины зала молча сидела на своих местах, не желая аплодировать человеку в 1952 году давшего Комиссии показания на своих коллег.

Следующий посетитель — Актриса, шикарная блондинка в роскошной шубе, она спасается от внимания толпы и жаждет свидания со своим кумиром. Узнать в ней Мэрилин Монро не составит труда — внешность этой женщины давно стала предметом отдельного от самой актрисы культа. Ей нужна беседа, ей хочется своими словами изложить теорию относительности ее создателю, сбивчиво, восторженно; она хочет признания Профессора. Монро была продуктом послевоенной эпохи — наивная, глупенькая сексуальная простушка пришла на смену femme fatale 40-х, представляя собой то, чего так хотелось мужчинам 50-х — секса без опасности, обязательств, женщину, символизирующую простое наслаждение. Мэрилин сама годами создавала образ вечно жизнерадостной сексапильной кошечки, и он вышел из-под ее контроля, перерос и растоптал своего создателя. Ни простушкой, ни даже дурной актрисой она, конечно, не была — она годами играла одну гениальную роль, вертела зубастыми главами киностудий и владела вниманием многомиллионной публики. Созданный ей самою образ как плохо сочетался с ее реальным цепким умом и безусловным характером, так и не давал окружению посмотреть за ширму внешнего — туда, где скрывалась женщина, ищущая познания и блеска ума.

На сцене в исполнении Ольги Красько Мэрилин – это женщина далеко не глупая, но почти лишенная эмоционального интеллекта. Так и не повзрослевшая эмоционально, постоянно играющая роль девочка, не имеющая ни времени, ни пространства для того, чтобы бороться и победить своих демонов, и, наконец, повзрослеть.

Мэрилин здесь персонаж самый неоднозначный. Она единственная из всех не знает, чего хочет. То ли интеллектуальной беседы с ученым, то ли переспать с ним, быть соблазнительной кошечкой или примерной ученицей. Но в спектакле мы ясно увидим именно ту женщину, которой была Мэрилин, когда сама себе вынесла жизненный вердикт — на пике славы, имеющая все, она выпьет горсть таблеток и больше не проснется.

Актрису ищет муж. Спортсмен (Сергей Угрюмов) молод, настойчив, стремителен и он суперзвезда. По блеску славы с великим бейсболистом Джо Ди Маджо сейчас может сравниться разве что всем известная пара футболистов. Он очень простой, не очень умный, что сильно расстраивает Мэрилин, еще больше ее расстраивает то, что он без конца спрашивает ее, чего же она хочет. «Я хочу ничего не хотеть!» — отвечает ему измученная внутренними демонами жена.

Он взбешен — только что, придя проведать жену на съемочную площадку, он увидел дубль знаменитой сцены — порывы воздуха из вентиляционной шахты метро вздымают юбку Мэрилин, обнажая ее стройные ноги на глазах у тысячной толпы зевак. Считается, что этот легендарный кадр стоил паре брака. Но, как это обычно бывает в любой семье, не все так просто.

О чем эта история?

О раненой женщине, ищущей ответа на вопросы, которые она не в состоянии сформулировать, заигравшейся в персонажа и несущуюся с бешеной скоростью к неминуемому трагическому концу? О ее муже, женатом на любимой, но абсолютно неподходящей для семейной жизни женщине, оторванной от самой себя, с тяжелым неустроенным детством, не знающей, чего она хочет. Горькая трагедия, столкнувшая в любовном союзе двух людей, которым никак нельзя было соединяться.

О чиновнике, вершителе судеб, который в день учит по одному новому слову и не имеет привычки сомневаться в собственной правоте, а на деле он лишь борец с насилием путем насилия, мужлан, плохо понимающий с кем и о чем он беседует? Он винтик в созданной им же системе и уже не может остановить запущенный им самим молох.

Или о великом ученом, пережившем две войны, сбежавшем от Холокоста, потерявшем родину? О гении, который навсегда изменил мир и поставил его на новую ступень эволюции, но всю жизнь сопротивлялся пытавшимся сломать его политическим режимам? Крупнейшем изобретателе, чье имя стало нарицательным для иллюстрации величайшего ума, но который никак не может забыть, что те самые люди, что ходят сейчас под окнами его отеля, сбросили атомную бомбу, созданную США по его инициативе, на головы невинных детей?..

В сердце спектакля — столкновение старого мира, мира интеллекта, эмоциональной мощи, терпения и многовековых традиций, знаний и культур, с миром новым, миром стремительным, жестоким, упрощенным и варварским, миром, где все доступно и стерты границы дозволенного, где высшей ценностью провозглашена демократия, но не человек, слава, но не любовь, внешнее, но не внутреннее…

Билеты

Постскриптум.

ФБР действительно подозревало Эйнштейна в приверженности коммунистической идеологии и еще с 1932 года имело обширное досье на ученого, который никогда не скрывал своих пацифистских взглядов. Он считается человеком, чье письмо Рузвельту, вызванное страхом того, что атомную бомбу первыми получат немцы, привело к созданию Манхэттенского проекта, и после Хиросимы он жалел об этом всю оставшуюся жизнь. Когда в апреле 1955 года у него началось внутреннее кровотечение, вызванное разрывом аневризмы, от отказался от операции, заявив, что искусственное продление жизни — это безвкусица, а он хочет покинуть этот мир красиво. Это случилось 17 апреля 1955 года.

Человек, чьим именем была названа антикоммунистическая истерия, охватившая Америку в 1950-х годах, ненамного пережил великого ученого. Устроенная им охота на ведьм, в рамках которой при малейшем сомнении в причастности к антиамериканской деятельности происходили массовые увольнения, закрывались профсоюзы, которая разрушила тысячи карьер и возможно жизней, оказалась не жизнеспособной и сошла на нет в 1955 году под давлением СМИ. Избегаемый коллегами и потерявший все влияние, в 1957 году сенатор Маккарти скончался от цирроза печени, не дожив до 50 лет. Он был закоренелым алкоголиком.

Обстоятельства ухода из жизни голливудской иконы Мэрилин Монро обросли множеством легенд и стали предметом разнообразных теорий заговоров. Официальная версия гласит, что 5 августа 1962 года секс-символ XX века выпила лошадиную дозу барбитуратов и заснула навсегда. После развода с Джо Ди Маджо в 1954 года она еще раз вышла замуж — за писателя Артура Миллера. Этот брак также был скоротечным. Последние несколько лет она и Джо снова сблизились, но была ли это просто дружба или звезды возобновили отношения, доподлинно никому не известно. Наверное, она так и не обрела себя и не смогла найти того, кто дал бы ей достаточно свободы, чтобы понять, чего она на самом деле хочет. Она хотела ничего не хотеть. И нашла единственно верный способ этого достичь.

Величайший бейсболист мира пережил Мэрилин на 37 лет и умер глубоким стариком в 1999 году от рака легких. Почти всю свою жизнь он был заядлым курильщиком. Он знал, чего он хочет и просто делал это. Он сам организовал похороны Мэрилин и в течение 20 лет после ее смерти трижды в неделю посылал на ее могилу букет красных роз. Он больше никогда не женился.

фотографии предоставлены пресс-службой