READING

«Папа». В «Современнике» состоялась самая ожидаем...

«Папа». В «Современнике» состоялась самая ожидаемая премьера сезона

24 и 25 января в театре «Современник» состоялась премьера спектакля «Папа» по пьесе знаменитого французского писателя Флориана Зеллера. Для артистов этот спектакль – особый. Готовить его начинали по инициативе и при участии Галины Борисовны Волчек. Но премьера состоялась уже без легендарного художественного руководителя (ее не стало 26 декабря 2019 года). Именно ей посвятили этот спектакль режиссер Евгений Арье и исполнители главных ролей Сергей Гармаш и Виктория Толстоганова.

Спектакль «Папа» – трагичная история о состарившихся, больных родителях и их взрослых детях, которые ищут выход из сложившейся ситуации. История жестокая и трогательная одновременно, где от любви до ненависти один шаг. Где не может быть правильного решения, ведь любое решение разрушит чью-то жизнь. Главному герою Андрэ за восемьдесят, для своих лет он очень бодрый, слегка капризный и властный человек. Как говорит его дочь Анна бесконечно сменяющимся сиделкам о своем отце – «он у нас с характером». Андрэ ворчит, постоянно вспоминает свою младшую дочь, жалуется всем на старшую. Сначала его диалоги с дочкой, ее мужем и сиделкой кажутся смешными. Но проходят буквально минуты и, становится понятно, что Андрэ болен и постепенно теряет память, перестает узнавать близких. Какая безысходность накрывает дочь, когда она понимает, что самый родной человек превращается в беспомощного ребенка, живущего в своей параллельной реальности. Она читается в каждой реплике, движении, взгляде.

Сергей Гармаш блестяще справляется с несвойственной ему ролью. В своих интервью он признается, что мечтал о роли «слабого, растерянного, незащищенного человека». Рассказывая о том, что для него эта роль, он сказал: «Сознание моего героя постепенно уходит, и изменения, происходящие с ним, не могут не влиять на его близких. Порой вытерпеть это невероятно сложно. Важно в этот период не просто сохранить человеческие взаимоотношения, но рядом с таким человеком сохранить самого себя.» Виктория Толстоганова, оценивая принятое своей героиней решение, говорит, что «тот поступок, который она совершила, это – не выход». Но есть ли в такой ситуации правильный выход? Зрителям представляется возможность принять решение самим, испытать переживания, которые могут коснуться каждого из нас.

В мир ускользающей от Андрэ реальности зрителей уносит и идеально созданная обстановка на сцене. Всего несколько предметов мебели и зеркальные, полупрозрачные, стеклянные перегородки, с помощью которых не только меняется пространство на сцене, но и создается впечатление нереальности происходящего. Повторяющиеся диалоги, сцены, как вспышки сознания Андрэ. Ни он, ни зритель до конца не понимает, что есть реальность, а что галлюцинация. Все вместе бродят по лабиринтам сознания главного героя, пытаясь найти выход.

Что удивительно, спектакль не оставляет тяжелого впечатления, которое нередко бывает, когда сталкиваешься с постановками на такие темы. Остается грусть и чувство, что все приняли ситуацию со смирением, не испытывая ненависти к друг другу и самому себе. Жанр спектакля обозначен создателями как трагифарс, в нем идеально сочетается юмор, трогательность, боль и даже детективная интрига.

Ни у кого нет и никогда не будет однозначного ответа, как быть в той ситуации, в какой оказались главные герои спектакля. «Мы просто, наверное, душевно должны быть готовы к такой ситуации, особенно если это происходит с нашими близкими», — считает режиссер спектакля Евгений Арье.

Билеты

16+

Текст Екатерина Брушлинская

фотографии facebook.com/pg/TheatreSovremennik