READING

«У нас всё хорошо» (и это неправда): премьера от И...

«У нас всё хорошо» (и это неправда): премьера от Июльансамбль в театре «Практика»

«У нас всё хорошо» – это единственное позитивное заявление за полтора часа на сцене, которое услышит зритель.

«У нас всё хорошо» – это яркий плакат с бодрой мантрой на стене в доме, где не происходит ничего хорошего. «У нас всё хорошо» – это не только название нового спектакля Ивана Комарова с актерами «Июльансамбля» на сцене театра «Практика», но и визуально оформленное, молчаливо предъявляемое противоречие всему происходящему на сцене. Этот дежурный лозунг, заранее заготовленный ответ – как стрелка сломанного компаса: ему следовало бы верить, но не получается.

Текст современной польской писательницы Дороты Масловской удивительно универсален и правдоподобен, хотя в нём много абсурдных поворотов, нелицеприятных утверждений, фантасмагоричных образов и сумбурных сцен: заменить слово «Польша» на любую другую страну Восточной Европы – и смысл практически не поменяется. Герои постановки – мама, дочка и бабушка, живущие в тесной и подвергающейся разрушениям квартире в варшавской многоэтажке – наши обычные, рядовые современники. Даже слишком обычные: будто в пику модным тенденциям, они открыто говорят о своей жизни, в которой нет ничего светлого, радостного, позитивного и обнадеживающего.

По сути, это люди без будущего: бабушка, а точнее, осовелая старушка в инвалидной коляске (Эра Зиганшина, народная артистка РФ, актриса Александринского театра), живет воспоминаниями о войне и своей молодости, которые сливаются в единое целое в ее рассказах; мама Галина (Татьяна Бурель, музыкальный руководитель «Июльансамбля») работает в супермаркете, читает прошлогодний журнал, ложится спать ночью позже, чем ей надо вставать на работу с утра, и абсолютно не интересуется жизнью родных людей, а ее дочка (Варвара Шмыкова) «металлическая» девочка – трудный подросток, агрессивный, «колючий», острый на язык, мечтающий свалить на Запад. Об этом мечтает и соседка – бесперспективная и ничем не примечательная сценарист Божена (Анастасия Мишина, актриса театра имени Вл. Маяковского), фанатка Америки, желающая туда уехать и получить «Оскар», но прекрасно осознающая, что ее мечтам не суждено сбыться никогда.

Фото Ланы Павловой

Три поколения женщин, существующих на одной жилплощади, общаются, но не слышат друг друга – у каждой из них собственный мир из переживаний, расстройств, краха надежд, безразличия, в который ни одна не пускает постороннего. Общение с ближним – натужное, встречи – вынужденные, диалоги – безрадостные, хотя по форме вся их жизнь, представленная на сцене, напоминает телевизионное многосерийное шоу (а события из жизни даже пронумерованы подобно сериям и снабжены закадровыми аннотациями от господина ведущего, в исполнении Алексея Ермошкина), в котором каждый участник в эйфории, улыбается на камеру, говорит рекламными слоганами и источает поддельное жизнелюбие.

Конфликт формы и содержания, эмоций и внешнего вида, переживаний и высказываний – ключевой приём и фирменный стиль постановки. Создатели спектакля характеризуют его как «черную семейную комедию», однако, эта история – намного больше, чем сцены из жизни в типовой многоэтажке. «У нас всё хорошо» – зарисовки о рефлексии польского народа, самокопании, анализе прошлого и размышления о месте в мировой истории целой страны, это обрывистые, эмоциональные приступы патриотизма, перемежающиеся с самоуничижением: Польша на примере нескольких отдельно взятых своих жителей пытается разобраться, как ей дальше быть и что она из себя представляет. Что она может дать своим гражданам, многие из которых себя и поляками то не считают (они – европейцы). Бегство на Запад за сытой счастливой жизнью? Собственный путь? В какой момент что-то пошло не так, и предки великого Кшиштофа Колумба стали стесняться и даже стыдиться своей родины? Почему они живут в полуразрушенной квартире, питаются просроченными продуктами, гуляют по берегу заваленной отбросами Вислы и дышат отравленным воздухом? Как такое может происходить? Многолетнее ярмо ипотеки, безрадостная бесперспективная работа, больше похожая на рабство и самоуничтожение, отпуск – никогда, отдых – нигде. Откуда это всё взялось? Ведь средства массовой информации, сериалы, бодрые рекламные плакаты и соцсети слепят нас белозубыми счастливыми улыбками успешных состоявшихся людей, светящихся здоровьем, благополучием, энергией и позитивом, отдыхающих на лучших курортах мира, потребляющих дорогие изысканные товары? А вот это кричащее, отталкивающее и неприглядное действие на сцене, называемое жизнью в пространстве, не приспособленном для жизни, – на такое не показывали, нас такому не учили, мы такого не хотим!

Ведь всё наше официальное современное информационное поле настойчиво пропагандирует финансовое благополучие, быстрый успех и нескончаемое счастье, а все проблемы и трудности – об этом всём упоминают вскользь, но это ведь всегда за кадром, «не формат». Наглядным примером «формата», который все привыкли и хотят видеть в современном мире, выступают три медийных лица: экзальтированная актриса (Ирина Обручкова), не выходящая из сыгранных образов (причем, ощущение, что всех образов сразу), ухоженный и бездарный сценарист киношедевра «Конь, который ездил верхом» (Сергей Новосад), и актер, черпающий вдохновение и энергию в запрещенных веществах и алкоголе (Сергей Шадрин).

Фото Ланы Павловой

«Как я благодарна богу, что жизнь других еще хуже…» – говорит актриса с обложки журнала, а чуть позже признается, что ее тошнит от самой себя, фальшивой, уставшей. «У тебя нет даже странички на Facebook. Ты никто», – так сказала бы моя дочь, если б я когда-нибудь поговорил с ней», – говорит актёр в перерывах между приемами порошка. И в этих хлёстких фразах – то, что витает в воздухе, звучит неприятно, но отражает современные реалии. Наигранность, фальшь, грубость, неискренность, жажда быстрого обогащения, потребительство – симптомы больного общества, о которых современный польский автор говорит открыто. Спектакль «У нас всё хорошо» обнажает непристойное, показывает неприглядное, предъявляет на суд зрителей жизнь без прикрас. Нарочито грубая наигранность, угловатая пластика, механические движения, будто мультяшная мимика и гипертрофированная эмоциональность героев – ещё одна «фишка» постановки: когда невозможно сдерживаться – персонажи кричат, всхлипывают, когда нет сил – плачут, когда страшно – боятся. Здесь всё как в жизни. «У нас всё хорошо» – социально-бытовая драма, обнаруживающая в качестве причин несчастной жизни здесь и сейчас – ошибки прошлого, историческую несправедливость, войны, культуру страны, уклад, даже польский язык.

Фото Ланы Павловой

Даже если «металлической» девочки, ее мамы и бабушки на самом деле никогда не было (о чём нам намекают в конце повествования), и всё происходящее на сцене – лишь странный сериал, фильм о фильме под названием жизнь, то спектакль «У нас всё хорошо» – прекрасный повод посмотреть на жизнь вокруг, свериться со своим внутренним компасом и задать вопросы себе – а как вообще у тебя самого дела, какой жизнью ты живешь? Действующий как сыворотка правды спектакль, отрезвляет и погружает в неприглядную реальность (причём, не параллельную, а именно нашу), он смотрится на одном дыхании – контрастный, динамичный, кричащий и обрушивающий столько знакомых ситуаций и мыслей, он притягивает и не отпускает до финальной сцены, – в очередной раз браво актерам «Июльансамбль» и всем присоединившимся к команде, режиссеры Ивану Комарову и остальным создателям спектакля!

Билеты

Текст Алена Азаренко