READING

Лаборатория новых форм РАМТ: создать то, чего не б...

Лаборатория новых форм РАМТ: создать то, чего не было

2021 год – важная веха в истории РАМТ – 100-летие театра, 200-летие самого здания и 80-летие художественного руководителя Алексея Владимировича Бородина. В преддверии большого юбилея театр провел первую междисциплинарную Лабораторию по поиску новых форм коммуникации современного театра с детьми и подростками.

Основная цель проекта – расширить границы взаимодействия со зрителями и нащупать новые точки соприкосновения репертуарного театра с нынешним поколением зрителей. При этом перед РАМТ не стояла задача перевести эскизные спектакли в репертуар, что в свою очередь позволило создателям максимально широко использовать свою фантазию без оглядки на стилистические особенности театра.

Это и есть главная особенность лаборатории. Здесь нет рамок для участников: любой жанр, любой возраст и профиль создателей – никаких ограничений. С 1 сентября по 1 декабря длились отборочные этапы: более 200 заявок на входе, 20 участников, вошедших в лонг-лист. Выбор финалистов зависел от множества факторов (новаторство формы, профессиональный опыт авторов, возможность и доступность реализации проекта в пространстве РАМТ как техническая, так и финансовая). У участников лаборатории был месяц на работу. И 20 декабря состоялся итоговый показ, где зрителям представили пять эскизных проектов.

Для зрителей этот длинный, насыщенный день начался, конечно же, с вешалки. Первым в программе было заявлено аудио-путешествие «Под люстрой»: каждый из участников спектакля получил наушники и, сопровождаемый голосами прошлого, был проведен по знаковым местам исторического особняка. Мы начали свою экскурсию в гардеробе вместе с Натальей Ильиничной Сац и специально сочиненной авторами сказкой «Наташа и гардероб», поднялись по центральной лестнице и остановились у портрета Валентины Александровны Сперантовой. Проследовав в большое фойе, постарались представить себя кружащимися в ритме бала, а затем лорнировали прохожих на Театральной площади под «шум трамвая и извозчиков». Пространство РАМТ наполнилось эхом прошлых лет (здесь и воспоминания Льва Дурова, и признания Анатолия Эфроса) и веселым разговором дней сегодняшних (вот актрисы театра Полина Виторган и Полина Лашкевич обсуждают премьеру этого лета, «Зобеиду»). Один за одним зрители поднялись на самый верх и очутившись в райке[1]: здесь экскурсия в минувшее закончилась, а театр уже во всю готовился к вечернему спектаклю, погруженный в монтаж сцены. Буквально двадцать минут и легкими широкими мазками нарисован портрет ушедшего века. Прекрасный эскиз, к сожалению, не утоливший, а лишь распаливший давнишнюю мечту преданных зрителей РАМТ об экскурсии по театру.

Следующий участник Лаборатории, спектакль «Несказки», расположился в главном фойе. Это уже вторая из сборника новелл режиссера Михаила Плутахина, созданная в жанре предметного театра с элементами «живого кино». Первая работа о Кощее Бессмертном была показана в рамках Лаборатории ЦИМ, здесь же авторы обратились к мотивам сказки о курочке Рябе. Решенный как компиляция различных техник объектного театра и без четкого синопсиса, спектакль породил бурное обсуждение. Как замечают сами создатели, «несказки» – попытка порассуждать вместе со зрителем о сказках и мифах, живущих в нашей культурной памяти и соединяясь с современностью. Пересказать этот эскиз невозможно, но такую трактовку русского фольклора будет сложно забыть.

Третий финалист – вербатим «Деревня и я» о жизни современных подростков вдали от шумных мегаполисов. Создатели эскиза при поддержке проекта «Учитель для России» посетили шесть общеобразовательных школ в Тверской, Калужской, Тамбовской, Псковской, Воронежской и Нижегородской областях. Текст спектакля полностью основан на рассказах подростков (в интервью участвовали школьники старше 14 лет), и мастерски воплощен в Черной комнате артистами РАМТ Сергеем Печенкиным и Нелли Уваровой. Авторы поставили перед собой задачу исследовать мир деревни XXI века, осознать насколько он отличается от городского и знаем ли мы хоть что-то про них, «ребят на селе». В течение часа нас ждет около десятка историй, рассказывающих про незатейливый быт («берем бабушку, берем пенсию и едем в Калугу закупаться») ребята сами, без наводящих вопросов, рассуждают о патриотизме и справедливости с примесью горького юмора. «Глазок – это отдельная страна. Есть мир, а есть Глазок», – говорят жители одноименной деревни. «Люди умирают, а мы в России. Это нормально», «нас как будто вынуждают любить (страну)», «в этой системе вещей никакой справедливости нет, вообще ноль». Этих ребят хочется обнять. И если авторы создавали эту работу как некий транслятор мыслей деревенских ребят их городским сверстникам, то получилось еще шире. Его хочется показать как взрослым, так и подросткам. И наконец познакомиться друг с другом.

Следующий эскиз – коллаборация жанров «Поиски свободы» – реконструкция истории псковских «Бонни и Клайда» Кати Власовой и Дениса Муравьева[2]. Она поделена на две части и два пространства. Вначале мы слышим рассказ очевидцев этих событий – родителей погибших ребят, их одноклассников. Сидя на расставленных по фойе Маленькой сцены стульях, они вспоминают события тех дней. Рядом за большим столом молчаливо сидят сами подростки. Мы словно погружаемся в хронику произошедшего. После зритель попадает в пространство Маленькой сцены, где восстановлен тот ноябрьский день: слева – экран с записью настоящих Дениса и Кати, которую они вели в Periscope, по правой стене – распечатки комментариев зрителей с их страниц, впереди – дачная комната, обеденный стол. Мы идем по заснеженному поселку, нас встречают подростки с оружием в руках. Во второй части эскиза создатели попробовали вступить со зрителями в диалог, планируя опираться на методы форум-театра. Но тематика настолько болезненна, что зритель максимально отгораживается от попыток коммуникации. Когда в твои глаза смотрит героиня и спрашивает сдаться ей или застрелиться, единственное твое желание – самому самоликвидироваться из пространства. А в голове звучит настойчиво: «это настоящая история, у тебя просто нет прав решать».

Последний показ проходил в Белой комнате РАМТ: история «Как перестать беспокоиться и начать жить» с интригующим подзаголовком «инстаграм-спектакль для интровертов». У зрителей есть возможность еще до спектакля подписаться на аккаунты главных героев с многозначительными никами Потрясающая Лика, Фанатичная Аглая, Гиперболизированная девочка и др. История разворачивается сразу в двух мирах: мир социальных сетей (на стены выведена лента инстаграма, и любой желающий может вступить в коммуникацию с героями, написав комментарий или поставив лайк) и некий мир предбанника детского сада, в котором словно застряли их настоящие души. Вот хмурая и без единого друга сидит в платье принцессы Потрясающая Лика, а Успешный Ромик снимает свои «обучающие» видео как подкатить к девушке и совершенно не обращает внимания на свои постоянные фиаско. Эхом предыдущему эскизу идет история еще одних мальчика и девочки, бродящих с ружьем, пишущих прощальные посты и размышляющих позвонить ли маме. Получилась очень смешливая, но при этом глубокая работа о том, какие же мы на самом деле и как усиленно прячем себя за вымышленными личинами, замещая и возмещая то, чего в настоящей жизни не хватает.

За шесть с половиной часов ты словно проживаешь неделю театральных впечатлений: абсолютно разные подходы, нестандартные, порой просто неожиданные творческие решения и одна объединяющая мысль – нам это важно, давайте об этом поговорим.

Потрясающая инициатива, которой театр дал карт-бланш на воплощение, а публике абсолютный доступ и возможность дать обратную связь. И вот в пространстве сцены рождается диалог, где все равны и каждый голос важен.

В четырех из пяти эскизов приняли участие актеры театра (в порядке показов): Полина Виторган, Полина Лашкевич, Марианна Ильина, Владислав Погиба, Нелли Уварова, Сергей Печенкин, Данила Богачёв, Вера Зотова, Диана Морозова, Сергей Чудаков.

  1. Создатели проекта «Под люстрой»: режиссер – Ленара Гадельшина, драматург – Мария Контрович, художник – Зилия Канчурина
  2. Создатели проекта «Несказки»: идея – Михаил Плутахин и Пётр Волков, режиссер – Михаил Плутахин, художник – Ольга Галицкая, композитор – Илья Шаров, хормейстер – Лейла Зейд Килани, режиссер видео – Александр Кузьмин, продюсер – Пётр Волков
  3. Создатели проекта «Деревня и я»: режиссер – Дмитрий Крестьянкин, драматург – Элина Петрова
  4. Создатели проекта «Поиски свободы»: автор проекта, художник и режиссер – Татьяна Ларина. В работе над документальным текстом принимали участие студенты мастерской Павла Руднева и Михаила Дурненкова, ВШСИ Константина Райкина
  5. Создатели проекта «Как перестать беспокоиться и начать жить»: идея и постановка – Алексей Кокорин, режиссер – Алексей Жеребцов, драматург – Александра Тоскина при участии Алины Журиной, художник – Виктория Сорокина, музыка – The HET

 

Текст Ольга Шишорина


[1] Раек – театральная галерка

[2] https://meduza.io/feature/2019/11/14/oni-deti-a-vzroslye-ne-smogli-ih-spasti