У постановки «Войны и мира» Юрия Грымова долгая и мистическая история создания: три года подготовки и разработки идеи, три отказа от театров и около трех месяцев репетиций в «Модерне”, которым уже третий год руководит режиссер. Чуть больше трех часов сценического действия, три акта.
Юрий Грымов отказывается от понятия “спектакль” в привычном нам смысле, ему вторит руководитель хора имени Свешникова Евгений Волков, называя их “Войну и мир” синтетическим действом, мистерией. На сцене “Модерн” уникальное произведение: академический хор становится полноценным участником действия, персонажем. Специально же написанная для него партитура состоит из двух пластов – музыки той эпохи (Бортнянский, Чесноков, Свиридов, Россини) и современных произведений (тему Наташи и еще несколько других написал Питер Гэбриэл, с которым Юрий Вячеславович давно хотел поработать).
На вопрос “почему именно сейчас” авторы замечают, что экранизации “Войны и мира” обычно возникали на рубеже, а сейчас, когда повсеместно упоминания о войне в СМИ и в умах людей, особенно важно вспомнить, что “всех уравнивает война” и “когда мир – все хотят воевать, война – все хотят мира”. Здесь нет миссионерской идеи заставить всех прочитать роман, хотя надо отдать должное, после просмотра хочется еще раз взять в руки книгу и перечитать[1]. А создатели вспоминают, что каждый раз, потянувшись к книге сверить детали, они зачитывались и теряли себя в ней.
Версия Грымова имеет подзаголовок “Русский Пьер”: акцент сделан на преображении Пьера в Петра Кирилловича, от масонства-сектантства к вере в Бога, от преклонения перед Наполеоном и западничества к русскому патриотизму. В роли Пьера Безухова Александр Колесников; кажется, он буквально сошел со страниц книги, настолько идеально внешнее попадание в сочетании с его игрой. Высокий, “несколько больше других”, оттого сутулый и порывисто-несуразный Пьер Александра проходит свой путь на глазах зрителя и ему веришь абсолютно.
Здесь в целом потрясающе подобраны актеры: совсем девочка-дитя Наташа (и пусть белокурая, ценители деталей, не гневайтесь), смешливая, живая (Ирина Лукина); надменная Элен (Мария Орлова), красивая в своей некрасоте Марья (Марина Дианова), строгий, еще не старик Болконский (Андрей Давыдов). Прекраснейший Анатоль Александра Шама: рисующийся красавчик, трусоватый, бравирующий, но при этом все же вызывающий сочувствие. Их сцены с Элен вызывают в памяти воспоминания о бессмертных героях Шодерло де Лакло. А их отец князь Василий (Константин Комушкин) повадками напоминает Александра Невзорова. Здесь показаны почти все ключевые герои романа: нет лишь Пети Ростова и Сони, но зато колоритно присутствуют фельдмаршал Кутузов и император Наполеон.
За три часа двадцать минут мы успеваем пройти все четыре тома: широкими мазками показаны основополагающие сцены каждой из частей. Не хватало только смерти старика Безухова и того, самого первого Пьера, но и без этого линия героя простроена максимально. После каждой сцены хочется хлопать в ладоши и говорить “да!”. Это как мечта книгофила, у которого идеальная экранизация — это перелистывать развороты книги. И хочется бесконечно разбирать детали, костюмы, цвет и музыку, но это украдет первое впечатление у будущего зрителя. Из легких сцен “Мира” больше всего мне запомнились бесконечно смешное сватовство Анатоля к княжне Марье и линейка сцен соблазнения тем же Анатолем Наташи и до момента ее объяснения с Болконским. Они гениальны в своих деталях.
“Война” же показана настолько живо и без прикрас, что становится больно. Бесконечная дорога потерь и страданий в сочетании с мощнейшей музыкой и хором. Сцены Бородинского сражения или исход французов вызывают мурашки по спине.
Кажется, такое эпохальное произведение невозможно уместить на театральной сцене. То, что мы видим на сцене театра «Модерн» уникально: здесь почти нет декораций, по факту это пустая сцена с минимум появляющихся и также исчезающих предметов. Все решено через свет, музыку и костюмы.
В рамках постановки художником-постановщиком Ирэной Белоусовой было создано 423 роскошнейших костюма. А всего занято в действии около ста человек, включая всю труппу, хор и цеха театра. Действие выливается за пределы зала, и это один из главных сюрпризов от создателей. Здесь очень важно не опаздывать к началу (как самой постановки, так и последующих актов). И это не прихоть режиссера или просто даже дань уважения, а лишний подарок себе и возможность полнее погрузиться.
Текст Ольга Шишорина
[1] Автор читал произведение трижды и крайне к нему неравнодушен 🙂
NO COMMENT