READING

«Фабричная девчонка»: театрализованный фильм о сов...

«Фабричная девчонка»: театрализованный фильм о советском прошлом

Тема комсомольского прошлого набирает все большую популярность на театральных площадках в последние годы. Что движет режиссерами? Желание поностальгировать о былом или стремление высмеять тот уклад жизни? Владимиру Панкову в спектакле «Фабричная девчонка» удалось сделать и то, и другое.

Погружение в атмосферу тех времен начинается со входа в театр – в фойе на веревках развешено белье. Далее зритель попадает в зал, где уже бурлит жизнь, но бурлит она по строго прочерченным лекалам. Все зубрят заветы партии. И выглядит это с высоты сегодняшнего дня настолько комично и наивно, что настраивает на добродушный лад и активно вовлекает в историю длиной 2,5 часа без антракта.

По сюжету в лучшую комсомольскую группу фабрики приходит оператор, чтобы снять о них репортаж. Но девушки оказываются по факту не пай-девочками, не идеологическими роботами, а людьми, жаждущими любви, ищущими любовь, стремящимися почувствовать вкус жизни. И даже у начальницы группы находится свой скелет в шкафу.

Это спектакль о рамках и свободе, о зоопарке из людей Советского Союза, на которых приезжают поглазеть иностранцы как на диковинку. О главенстве видимости перед правдой, о хорошей мине при скверной жизни. О поощрении слабоволия и порицании характера. О первенстве приказа партии перед человечностью. Ужасающее впечатление, ужасающее…

Лучом света в этом идеологическом болоте оказывается прядильщица Женя Шульженко. Этакая прогрессивная овца, украшающая стадо. Причем украшающая и по сюжету, и актерски. Замечательная актриса Вероника Мохирева наделила свою героиню энергией, бьющей через край, бьющейся об стены общества и, возможно, в будущем пробьющей дорогу в светлое будущее. Настоящая искра жизни данной постановки. И именно благодаря таким персонажам в обществе происходят качественные перемены.

Спектакль сделан в формате съемки фильма. На экран транслируются крупные планы, сразу с эффектом состаривания записи, за счет чего экран становится буквально порталом в прошлое. И это оказывает гипнотическое воздействие, будто смотришь старый добрый фильм и хочешь, чтоб он длился и длился. Большое внимание в этом спектакле уделено музыке. Она хорошо работает на создание атмосферы. Но есть у данной постановки один большой технический минус – отсутствие микрофонов. А самые смыслово важные диалоги почему-то происходят на музыке. Вблизи еще можно прислушаться, а вдалеке от твоего места – вообще без шансов что-то услышать. Это грустно, потому что тексты по сюжету важные и в принципе хорошие.

В спектакле заняты как артисты ЦДР, так и студенты 3 курса мастерской Владимира Панкова. На удивление главные роли играют студенты. Удивление обусловлено тем, что играют они настолько хорошо, что кажется, будто это артисты с опытом. Вероника Мохирева оказалась тоже студенткой, а ее звездочка необыкновенно ярко зажглась в этой работе. В спектакле артистов на сцене не сильно меньше, чем зрителей в зале, и благодаря этой массовости веришь в реалистичность происходящего, а не театральную условность.

Данная постановка оставляет очень приятное впечатление, хоть и ужасает по своему сюжету. А финал здесь как напоминание, что наша сегодняшняя жизнь – это совсем скорое прошлое, над которым кто-то тоже будет потешаться, а кто-то будет мечтать в него вернуться.

Билеты

Текст Мария Куликовская

фото teatrcdr.ru