26 декабря МХТ им. Чехова отпраздновал день рождения народной артистки РФ Евгении Добровольской. На Малой сцене при полном аншлаге прошел творческий вечер актрисы, уже более тридцати лет связанной с Московским художественным театром. Красивое симметричное число 55 – не верится, что их «Женечка», как с любовью зовут Добровольскую коллеги по сцене, празднует юбилей.
На сцене небольшой ансамбль исполняет песню «мхатовский четверг», приглашая на сцену ведущего вечера Вадима Верника. Все напоминает ток-шоу, и именно в жанре интервью построен творческий вечер.
Впервые на сцене МХТ Добровольская появилась в образе Нины Заречной. Её пригласил на эту роль Олег Николаевич Ефремов, взяв в тот момент в театр всю небольшую труппу закрытого в одночасье «Современника-2». Приход в Художественный театр был по её же словам случайным, и стал уже четвертым, но самым значимым и важным местом служения. До этого были и Доронинский МХАТ, и легендарная «Табакерка» и содружество «Современник-2», которым руководил муж Евгении (на тот момент) Михаил Ефремов. И если поначалу, как вспоминает актриса, труппа МХТ была не рада чужакам, то сейчас имя Добровольской неотрывно ассоциируется с этой сценой.
Она считается рекордсменом «Чайки», сыграв в ней все женские роли. Нину Заречную сменила Маша, которую позже она играла в пару с Аркадиной. «Спектакль омолаживался», и чтобы сохранять возрастной баланс на сцене в зависимости от составов она меняла своих героинь. То была постановка Олега Николаевича Ефремова. В 2019 «Чайку» снова репетируют в МХТ: у Оскараса Коршуноваса Евгения Добровольская будет играть Полину Андреевну.
Кажется, она играла всегда. Еще в первом классе стала Принцессой в «Бременских музыкантах», позже были танцевальная студия, Молодёжный театр-студия «На Красной Пресне» под руководством Вячеслава Спесивцева. В нем в четырнадцать лет она сыграла Джульетту, в нем же научилась всем премудростям создания спектакля. «Мы все делали сами», – вспоминает Добровольская, – «декорации, костюмы, ставили свет».
Она поступала только в ГИТИС, либеральный по отношению к абитуриентам, и даже не пыталась поступить в Школу-студию МХАТ, все девочки которой ходили в платьях и юбках. Над этим не смог не подшутить нынешний ректор Школы-студии Игорь Золотовицкий, первый, вместе с Валерием Трошиным, зашедший поздравить Евгению. Тут же был организован первый тур и прочитано произведение «После бала»: Евгения Добровольская – студентка и выпускница за подписью ректора.
Ефремов, Табаков, Серебренников, Занусси, Муратов – ее любили и любят режиссеры. В дружеской беседе с Вадимом Верником они вспомнили и как буквально парой слов давал своим актерам направление поиска Олег Николаевич, а другой Олег, Павлович восклицал «Ну сколько можно?», когда она в очередной раз отпрашивалась «я ненадолго, только рожу и вернусь». С Александром Муратовым у них двенадцать совместных киноработ, а с Кириллом Серебренниковым они планировали вести вместе курс, тот самый, составивший позже основу «Гоголь-центра».
Конечно же, по традиции были небольшие номера, специально приготовленные для этого вечера: Золотовицкий и Трошин спели уморительную песню о сложном характере на мотив «И улыбка без сомнения…», Михаил Ефремов прислал видеопоздравление на стихи поэта Орлуши. Забежала со спектакля Алла Сигалова, а партнерша по спектаклю «Свидетель обвинения» Рената Литвинова обещала прибыть и на столетний юбилей на каблуках и при полном параде, а до этого обязательно пригласить к себе в постановку в качестве актрисы.
Вероника Долина исполнила любимую песню Евгении: «Когда б мы жили без затей, я нарожала бы детей от всех, кого любила, – всех видов и мастей». Евгения Владимировна призналась, что эта песня её любимая и во многом определила ее личную жизнь и поступки.
Сын, актер Николай Ефремов, прочитал стихи, написанные для мамы еще несколько лет назад:
«Я тебе за все благодарен
И не только потому, что ты мать
Для меня ты как Терминатор
Прилетевший Землю спасать»
У Евгении четверо детей, и о том, как она «спасает демографию в стране» неустанно шутили в этот вечер. И, конечно же, именно они, её мальчики уносили со сцены эти огромные охапки цветов, которые несли и несли почитатели таланта и просто друзья.
Здесь не было проходных речей и пустых поздравлений. Каждое шло от сердца, для каждого она своя. Родная, близкая, порой суровая, но всегда женственная. Но в одном сходились все: многоликая и бесконечно талантливая!
Закончился вечер сводным хором артистов МХТ в пионерских галстуках: на мотив «Беловежской пущи» звучало эхом «ты кумир поколений, Добровольская Женя!»
Присоединяемся к этим чудесным поздравлениям и спасибо за творчество!
Текст Ольга Шишорина
NO COMMENT