READING

Ощущение осени: День святого Никогда в Театре Пушк...

Ощущение осени: День святого Никогда в Театре Пушкина

Эпический театр Бертольта Брехта основан на том, чтобы вынуть зрителя из привычного ему спокойного мира. На этом же строится режиссерский метод Юрия Бутусова. Режиссер не раз признавался, что сначала во время репетиций, а затем на сцене выводит актеров из зоны комфорта, чтобы достать эмоцию, движение, драйв. Ведь «заряженный» зритель перестает просто созерцать – он начинает думать и уже не может оставаться равнодушным.

О том, как не оставаться равнодушным к чужой нужде и что за это бывает, Брехт написал пьесу, а Бутусов поставил в Театре имени Пушкина спектакль «Добрый человек из Сезуана». Проститутка с безотказно добрым сердцем Шен Те (Александра Урсуляк, Золотая Маска – 2014) перевоплощается в своего вымышленного – жесткого и рационального – кузена Шуй Та, чтобы напомнить паразитирующим на ее доброте соседям об ответственности. В архетипичную борьбу добра со злом у Брехта вмешались боги, любовь, отчаяние и мечта, у Бутусова – вода, песок, джаз и немецкие зонги.

На сцене, в традиционном бутусовском бардаке из стульев, жестяных ведер, мешков, сигаретных пачек и сыплющегося с неба риса (художник – Александр Шишкин) герои общаются с помощью музыки и хореографии. Живой бэнд играет оригинальный саундтрек Пауля Дессау, причем у каждого персонажа своя главная тема (и прекрасный вокал!). Хрупкая Шен Те существует под мелодичный джаз, с появлением непримиримого Шуй Та джаз «утяжеляется» до блюза, а самые важные высказывания исполняются в виде зонгов – резких и безапелляционных, как сам немецкий язык, – с переводом на красной бегущей строке.

Диалоги больше напоминают пластические этюды, чем обмен репликами. Язык тела красноречиво описывает характеры героев. В крысином треморе появляется на сцене старушка, трясущаяся за свои сбережения и как бы чего не вышло; задорно вытанцовывающие жители китайского Догвилля легки и беспечны, обеспеченные добром Шен Те; домовладелица Ми Цзю игриво поводит плечами, набивая себе цену; летчик Янг Сун, предавший любимую, крадется по невидимой нити и, как канатоходец, пытается удержать равновесие в скользкой ситуации.

В заданных драматургических обстоятельствах Бутусов предлагает эстетичный выход из уютного обывательского равновесия. Общая картина созданного пространства, света, звука, действия – красивый, но мрачный осенний вечер. Такие вечера требует запретить главная героиня. Голые деревья, густые сумерки, дождь, бродячая собака и ощущение наступившего «никогда». Отчаяние от того, что человек не может быть добрым, если его доброта невостребованна. Что добродетель – это бремя и выполнить божественные планы человеку не под силу. Что добрые намерения подводят к пропасти, а добрые дела просто сбрасывают вниз. В такие вечера обычно думаешь: «Хорошая погода. Не знаю, то ли чаю попить, то ли повеситься».

Билеты

Текст Елена Шаина