READING

Сага о Будденброках: история гибели одного семейст...

Сага о Будденброках: история гибели одного семейства

Бывают моменты, когда приход в театр с целью увидеть постановку по книге полностью заменяет ее прочтение. Мало кто осилил «Улисса» Джойса, но многие смотрели спектакль Мастерской Фоменко. Семьсот с лишним страниц классика немецкого романизма Томаса Манна тоже прочитает не каждый, а три часа «Будденброков» в РАМТе пролетят почти незаметно.

Первый автобиографический роман Манна повествует о жизни нескольких поколений коммерсантов Будденброков. Рассказ о принципах и вере, о метаниях и желаниях, подкрепленный главным лейтмотивом о сохранении капитала семьи, построен в форме семейной хроники. Один за одним персонажи берут на себя роль повествователя и направляют действие дальше.

Премьера спектакля в постановке Миндаугаса Карбаускиса состоялась еще в 2011 году, и посмотрев его второй раз за последние несколько лет, хочу сказать, что он лишь набирает силу и сок. По словам самого режиссера тема очень созвучна современности: одаренные деловые люди, которые точно знают, чего хотят и что ожидать от внешнего мира. Прибалт Карбаускис (ох уж эти литовцы) выстраивает немецкий роман доступным для русского зрителя, при этом сохраняя всю четкость и Ordnung muss sein немецкой сути.

Здесь многое построено на тексте: длинные монологи сменяются короткими, емкими, почти как выстрелы, диалогами. На этом спектакле наиболее непростительны залу включенные мобильные телефоны: текст в «Будденброках» сродни музыке, а монологи построены на слишком большом накале. При этом три героя здесь бессловесны, и тем еще мелодичнее становится общее повествование. В противовес этой эмоциональности минимализм сцены: еще зайдя в зал зритель оказывается словно внутри протестантской церкви – деревянные балки купола, аскетичные скамьи. А может быть эти деревянные перекрытия строят на сцене РАМТ улицу небольшого немецкого городка. Сценография Сергея Бархина оставляет пространство для размышлений.

Само семейство Будденброков: старшее поколение – Консул и его жена – в строгих костюмах и шляпах, и младшее – их дети Тони, Томас и Христиан – в джинсах, майках и кедах. Чинно сидя на этих скамейках под предводительством служанки Иды они поют псалмы. За полвека истории семейство полностью преобразится: старшее поколение покинет этот мир, и уже дети займут их места. В процессе очень интересно следить за сменой костюмов, они как штрихи показывают изменения и рост героев. Вот Тони, дав свое согласие навязчивому Грюнлиху, меняет свои кеды на классические туфли, а вот уже Томас принимает бразды правления семейным делом и выбирает подходящий пиджак, чтобы баллотироваться в сенаторы. Постепенно все, даже идущий своим путем Христиан, пусть визуально, но превратятся в уважаемых бюргеров.

История отцов и детей, тема денег и семейного дела – в произведении, за которое Манн получил Нобелевскую премию, подняты и раскрыты вопросы, увы, не теряющие актуальности. Возможно, от того так интересно смотреть этот спектакль и следить, как с годами меняются акценты ролей у исполнителей.

В постановке задействованы всего восемь актеров труппы (и мальчик, играющий маленького Ганно). Андрей Бажин и Лариса Гребенщикова, Илья Исаев, Дарья Семенова и Виктор Панченко, Дмитрий Кривощапов и Татьяна Матюхина, Евгения Белобородова – у каждого филигранно выточенный до мелочей рисунок роли, каждое действие, как винтик в сложном механизме, происходит строго в определенный момент. Но при этом из сложной схемы струится жизнь.

Ты искренне сопереживаешь героям: «ах, как это жестоко и несправедливо!» в их устах становится лейтмотивом повествования и зрительской эмоции. Постенно музыка, не покидавшая ранее сцены, затихнет, и лишь пальцы Тони Будденброк будут перебирать воображаемые клавиши на крышке рояля. Рода больше нет, их время закончилось.

Билеты

Текст Ольга Шишорина

фотографии Е. Цветкова